Психологическая адаптация детей трехлетнего возраста к дошкольному учреждению
Введение
Адаптация - это приспособление человека к новым условиям, а для ребенка дошкольное учреждение (сад или ясли), однозначно является новым, еще неизведанным пространством, с новыми окружающими его людьми и новыми взаимоотношениями. Адаптация подразумевает в себе большой спектр определенных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных характерных особенностей ребенка, от семейных отношений, от времени и условий пребывания в ДОУ. Однако, стоит отметить, что есть ряд закономерностей, которые следует брать во внимание для продуктивного взаимодействия с детьми и возможности ограждения их от отрицательных стрессовых ситуаций.
Одной из основных задач в деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения является поиск условий, которые могут оказать положительное влияние на успешность адаптации. Возможно, такими условиями является навыки общения, приобретенные ребенком в семье.
Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и физиологических особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы
по - настоящему понимать меру воздействия на ребенка окружающего его мира, понимать, что чувствительность его настолько велика, что любое травмирующее воздействие может привести к патологическим последствиям в развитии психики ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание............................................................................................................. 4
Введение.................................................................................................................. 5
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации детей трехлетнего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения..............................................................................................................
1.1. Сущность и содержание процесса адаптации в современной психологической литературе.................................................................................
1.2. Основные виды и характеристики адаптации детей к ДОУ.......................
1.3. Психологическая характеристика развития ребенка трехлетнего возраста...................................................................................................................
1.4 .Особенности адаптации детей к ДОУ
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической адаптации детей трехлетнего возраста...................................................................................
2.1. Организация и методы исследования............................................................
2.2. Анализ результатов исследования.................................................................
2.3. Практические рекомендации по преодолению факторов, препятствующих адекватной адаптации детей трехлетнего возраста к посещению ДОУ.....................................................................................................
Заключение..............................................................................................................
Приложение 1.........................................................................................................
Список используемой литературы........................................................................
Список используемой литературы
1. Алексеева, Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду: дошкольная педагогика /Е.Е. Алексеева // Дошкольная педагогика – 2020 – 387 с.
2. Борисова, Т. Я люблю ходить в детский сад?! Как успешно адаптировать ребенка к дошкольному учреждению/Т. Борисова // Детский сад от А до Я. – 2019- 173 с.
3. Бурмантова, Е. Социально-педагогические механизмы успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению/Е. Бурмантова // Детский сад от А до Я. – 2019 – 291 с.
4. Васильева, Н. Как поддержать личностное развитие детей 2 - 3 лет/Н. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2019 - 223 с.
5. Васильева, Н. К вопросу о психологической адаптации детей дошкольного возраста/Н. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2019 - 213 с.
6. Васильева, Н. К вопросу социально-психологической адаптации/Н. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2020 – 315 с.
7. Вершинина, Л. Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению/Л. Вершинина // Детский сад от А до Я. – 2019 - 402 с.
8. Гризик, Т. Участники адаптационного периода: ребенок-родители-педагоги/Т. Гризик // Дошкольное воспитание. – 2019 - 317 с.
9. Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы [Текст] /Обруч // Т. Доронова. – 2019 – 400 с.
10. Дронова, Н.А. В детский сад с улыбкой/Н.А. Дронова // Детский сад. Управление. – 2019 - 99 с.
11. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду [Текст] /Е.В. Жердева //. - Изд. 12-е. - Ростов Н/Д: Феникс. – 2021 -155 с.
12. Зубова, Г.Г. Первый раз детский сад/Г.Г. Зубова // Управление ДОУ. – 2020 -149 с.
13. Кирилова, Т. Одинадцать советов для родителей, чьи дети посещают детский сад/Т. Кирилова // Детский сад отА доЯ. – 2021 -101 с.
14. Кожина, А.Л. Заблаговременное знакомство/А.Л. Кожина // Детский сад. Управление. – 2019 – 151 с.
15. Корриган, Дж.А. Детский сад с точки зрения ребенка/Дж.А. Корриган // Детский сад от А до Я. – 2
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения. Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и В настоящее время в связи с реализацией здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях проблема социальной адаптации ребенка к образовательному учреждению является особенно актуальной. К сожалению, проблемы, связанные с социальной адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и часто сводятся к рекомендациям для родителей и педагогов перед поступлением ребенка в детский сад.