Практикум для родителей как средство профилактики речевых нарушений для детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема профилактики речевых нарушений в течение длительного времени является достаточно актуальной, о чем свидетельствуют исследования отечественных авторов (Л.С. Волкова [7], А.Н. Леонтьев [25], Т.Б. Филичева [46], М.Е. Хватцев [47], Г.В. Чиркина [48]).
Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности [7]. Речевые нарушения различны, они заключаются в нарушении звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматического строя речи, связной речи, фонематической функции речи, просодической стороны речи.
По данным Минздрава с 2004 года по 2014 год было выявлено, что отклонения в речевом развитии у детей участились на 44% [14].
По состоянию на 2021 год логопедические проблемы наблюдаются у 85% детей дошкольного возраста [30].
Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений может привести к нарушению общения, трудностям адаптации в общест
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
1.1. Структурные компоненты речи и их развитие у детей дошкольного возраста…………………………….……………………….5
1.2. Причины и предпосылки нарушений речи в дошкольном возрасте………..……………………………………………………...........9
1.3. Формы профилактики речевых нарушений.…………………...……. 13
Выводы по первой главе………………………………………………….
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 19
2.1 Формы работы с родителями детей дошкольного возраста …….… 21
2.2 Роль родителей в профилактике речевых нарушений детей дошкольного возраста…………..…………………. …………………….. 25
2.3. Система практикумов для родителей по профилактике нарушения звукопроизношения у детей от 3 до 5 лет …………………….…………28
Выводы по второй главе…………………………………………………30.
Заключение ……………………………………………………………….. 32
Список литературы ………………………………………………………. 34
Приложение………………………………………………………………... 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Авраменко С.Ю. Система профилактики речевых нарушений средствами театрально-игровой деятельности // Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования: Материалы Междунар. научно-практической конф. – Санкт-Петербург, 2014. – С. 346-350.
Алекминская С.В. Актуальные проблемы и пути их решения в работе по профилактике речевых нарушений у дошкольников // Специальное образование. - 2017. - № 5
Бенилова С.Ю. Роль факторов риска на ранних этапах онтогенеза в ранней комплексной профилактике нарушений развития речи и интеллекта // Специальное образование. – 2019. – № 3(55). – С. 148-164.
Вакуленко Л.С. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы: сборник статей. – СПб.: Детство-пресс, 2012. – 170 с.
Вараксин В.Н. Казанцева Е.В. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 239 с.
Васильева В.С. Профилактика речевых и языковых нарушений у детей дошкольного возраста // Вопросы педагогики. – 2021. – № 6-2. – С. 36-42.
Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2008. – 703 с.
Воронкова М.А. Особенности логопедической работы с учетом соматической патологии [Электронный ресурс]. - М.: ФГУ РРЦ Детство, 2008. – Режим доступа: http:// rrcdetstvo.ru/content/view/110/118/ (дата обращения 25.01.2023)
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - Москва: Творческий центр Сфера, 2007. – 470 с.
Гризик Т.И. Развитие речи детей 4–5 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003. – 219 с.
Данова Н.А. Профилактика речевых нарушений у дошкольников // Сборник материалов Ежегодной междунар. научно-практической конф. «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2015. - № 3.
Двуреченская О.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедиче
В современной логопедии существует первичная, вторичная и третичная профилактика. Главная цель первичной профилактики – это предупреждение появления речевых нарушений; вторичная профилактика заключается в предотвращении вторичных нарушений; задачей третичной профилактики служит социальная и трудовая адаптация лиц с речевой патологией [6].
Первичная профилактика. Предупреждение речевых расстройств основывается на средствах социальной, педагогической и психологической профилактики. Такое предотвращение речевых нарушений может начаться во внутриутробный период развития ребенка по средствам организации благоприятных условий. Кроме того большое место в профилактике занимает своевременное генетическое консультирование родителей с целью предупреждения формирования отклонений в психическом и речевом развитии ребенка [21].
Большую роль в профилактике речевых нарушений играют социальные условия. В дошкольном возрасте может возникать много психотравмирующих ситуаций: конфликтные