Психологическое сопровождение адаптации первоклассников к обучению в школе
Введение
Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную; изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок; наконец, изменяется уклад его жизни. У шести-семилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественнозначимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы психологического сопровождения адаптации первоклассников………………………………………………………………5
1.1. Психологическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)…………………………………...5
1.2. Сущность адаптации детей первых классов……………………………10
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе…………………….15
Глава 2. Эмпирическое исследование психологического сопровождения адаптации первоклассников………………………………………………….21
2.1. Диагностика уровня адаптации первоклассников……………………..21
2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе…………………………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………33
Список литературы…………………………………………………………...35
Список литературы
Бабаева, Т.И. У школьного порога URL: https://perviydoc.ru/v14970/бабаева_т.и._у_школьного_порога (дата обращения: 7.01.2022).
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008&bookhl (дата обращения: 7.01.2022).
Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником? URL: https://psychlib.ru/mgppu/Vgl-1994/Vgl-1994.htm#$p1 (дата обращения: 7.01.2022).
Выготский, Л.С. Лекции по психологии URL: http://dugward.ru/library/vygotskiy/vygotskiy_lekcii_po_psihologii.html (дата обращения: 7.01.2022).
Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе URL: https://pedlib.ru/Books/1/0204/index.shtml (дата обращения: 7.01.2022).
Ильина, М.Н. Подготовка к школе URL: https://vk.com/doc11771607_341410768?hash=irOU5Zl6rdIiaXKn3GVsrW5nqsGD8PwdWKFLZ0kZNtL&dl=rHcAwDYn2Qm92athmCeCccuJyEEq5eKhmO9dJ487leX (дата обращения: 7.01.2022).
Кумарина, Г.Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании URL: https://vk.com/doc4950113_588271459?hash=ubtzTD4pjMZ086nqVPwHiqjJlxb5RlqsPKtIhu4Drq8&dl=Pz1oL2HRiTVkj5NlFyFcqZ08Jv6xo5ygejmin467Mxg (дата обращения: 7.01.2022).
Люблинская, А.А.Учителю о психологии младшего школьника URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000059/ (дата обращения: 7.01.2022).
Мухина, В.С. Возрастная психология URL: https://vshp.pro/wp-content/uploads/2020/04/Muhina-V.S.-Vozrastnaya-psihologiya.pdf (дата обращения: 7.01.2022).
Подласый, И.П. Педагогика начальной школы URL: https://sdo.mgaps.ru/books/K9/M8/file/1.pdf (дата обращения: 7.01.2022).
Цукерман, Г.А., Поливанова, К.Н. Введение в школьную жизнь URL: http://am-lean.ru/libruary/НАЧ.ОБРАЗОВАНИЕ/Введение%20в%20школьную%20жизнь.pdf (дата обращения: 7.01.2022).
Философский энциклопедический словарь URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/philosophical/index.htm (дата обращения: 7.01.2022).
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. Признаки адаптационного синдрома (или школьного стресса) могут проявляться по- разному: в виде сильной усталости, истощения, иногда сопровождаться плаксивостью, головной болью; может ухудшиться сон, стать более беспокойным, с трудностями засыпания или пробуждения; аппетит может пропасть или усилиться, изменения могут сказываться преимущественно в виде эмоциональных сдвигов (ребенок становится раздражительным, обидчивым, находится в состоянии постоянной тревоги, испытывает страх не успеть, сделать что-то не так); а могут проявляться в виде перевозбуждения, двигательной гиперактивности, беготни на перемене, нарушении дисциплины на уроке, трудностях засыпания, капризах и агрессивности.