Организация внеклассной работы по истории в школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современное время уровень благосостояния общества напрямую зависит от уровня ее образования. Однако перед учителями нового поколения стоит вопрос о повышении интереса учащихся к их преподаваемой дисциплине, т.к. с возникновением высоких технологий детей стало трудно чем-либо удивить. Решение этой проблемы может быть осуществлено с помощью внеурочных мероприятий, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеклассная деятельность охватывает широкий спектр задач, а именно: привлечение школьников в исследовательские проекты, творческую деятельность, в ходе которой они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, учатся выражать собственные мысли, а также принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и реализовывать свои возможности. Поэтому, можно отметить возрастающую роль внеурочной работы, в рамках которой создаются дополнительные возможности для самореализации и творческого развития школьников.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ 8
Внеклассная работа: понятие и сущность 16
Организационные формы внеклассной деятельности в школе 24
Принципы и методы внеклассной деятельности в школе 24
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ МОНГУН-ТАЙГИНСКОГО РАЙОНА С. МУГУР-АКСЫ МБОУ СОШ №2 РЕСПУБЛИКИ ТЫВА) 36
Организация внеклассной деятельности по истории (на примере учащихся МБОУ СОШ №2 с. Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского района РТ) 53
Анализ результативности внеклассной деятельности по истории в условиях МБОУ СОШ №2 с. Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского района РТ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
Список литературы:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2010. – 192 с.
Сборник программ курсов внеурочной деятельности (из опыта работы образовательных учреждений Челябинской области). – Челябинск: ЧИППКРО, 2012. – 93 с.
Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012. [Электронный ресурс] – Москва, 2012. – Режим доступа:http://минобрнауки.рф/документы/2974.
Андреевская Т. История России к учебнику А.В. Торкуновой. 10 класс. Поурочные рекомендации. (ФГОС). – М.: Просвещение, 2015. – 243 с. II. Монографии и статьи по теме исследования
Асочакова Е.Г. Принципы и формы организации внеурочной работы по истории // Научный альманах. – 2016. – №1-2. – С.41-43.
Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
Белозерова Л. С. Теоретические подходы к обоснованию проблем гражданского воспитания в современных условиях // Теория и практика обучения и воспитания в образовательных учреждениях. – Кострома, 2005. С.54-58.
Бердникова Е. М., Озерский И. З., Хмелев А. Н. Внеклассная работа по истории. – М: Учпедгиз, 1963. – 285 с. 96
Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. – М.:Просвещение, 1972. – 351 с.
Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийскойнаучнопрактической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова.– Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
Развивающая функция внеклассной работы заключается также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Например, ребенка с артистическими способностями можно привлечь к участию в спектакле, празднике, КВНе и пр. Ребенку с математическими способностями можно предложить участвовать в математической олимпиаде, рассчитать наиболее интересный и безопасный маршрут прогулки по городу за определенное время. В индивидуальной работе с этим ребенком педагог может предложить составить примеры, задачи для ребят и т.д.Развивающая функция внеклассной работы заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу, т. е. педагог открывает новые возможности ребенку и тем самым укрепляет его интересы.Таким образом для того, чтобы получить положительные результаты, необходимо сформулировать цель. Допустим, вы хотите провести с детьми беседу о правилах поведения в гостях. Вы ставите цель: сообщить детям знания о правилах поведения. Эта цель направлена на реализацию обучающей функции и не является приоритетной во внеклассной работе. Поэтому нужно сформулировать цель вашей беседы с детьми так, чтобы она отражала приоритетные функции в соответствии с задачами внеклассной работы, а сообщение новых знаний о правилах поведения в гостях будет одной из задач этой беседы. Это может быть: формировать у детей желание придерживаться определенных правил при хождении в гости; развивать интерес к правилам этикета; формировать этическое понятие "норма поведения", скорректировать имеющиеся представления детей о правилах поведения в гостях и т.д. Цель, задачи, функции внеклассной работы влияют на отбор ее содержания.