Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Скачать дипломную работу на тему: Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В которой определен процесс формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников, которые страдают от общего недоразвития речи.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.01.2025
Объем файла
97 Кб
Количество страниц
38
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

В последние годы наблюдается заметный рост количества детей дошкольного возраста, страдающих от различных речевых нарушений. Одной из самых часто встречающихся проблем является общее недоразвитие речи (далее ОНР). Это нарушение может быть классифицировано на три уровня, и наиболее распространенным из них является третий уровень. В случае третьего уровня ОНР наблюдается нарушение всех компонентов языковой системы, что приводит к нарушениям в лексике и грамматике, а также затруднениям в произношении и связной речи. Тем не менее, несмотря на эти проблемы, дети сохраняют свой интеллект и способность слышать полноценно. Главной сложностью в данном случае является ограниченный словарный запас, который в свою очередь приводит к возникновению дальнейших нарушений.Детство дошкольника играет ключевую роль в его общем развитии, включая и развитие речи. При общем недоразвитии речи (ОНР) коммуникативные навыки ребенка значительно отстают от установленных норм. Вследствие неспособности подобрать подходящие слова, малыш часто испытывает затруднения в выражении своих мыслей. В результате ему трудно вступать в контакт с собеседником или поддерживать беседу на нужную тему.

Оглавление
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста…………………..7
1.1. Коммуникативная способность как педагогический феномен………..7
1.2. Особенности коммуникативной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………………………………11
1.3. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников с ОНР в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения..14
Глава 2. Экспериментально-практические вопросы формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………………………………………19
2.1. Исследование уровня сформированности коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи……………………..19
2.2. Организация коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных способностей у старших дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………………………………………..28
2.3. Анализ и интерпретация результатов…………………………………...33
Заключение……………………………………………………………………38
Список литературы…………………………………………………………..41
Приложение 1………………………………………………………………….46
Приложение 2………………………………………………………………….47

Список литературы

Андреева И.А. Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста // Научнопедагогическое обозрение (Pedagogical Review). – 2016. –  № 4 (6). – С. 25-29.
Арушанова, А.А. Коммуникативное развитие: проблемы перспектив. / Арушанова А.А./ Дошкольное воспитание. – 2000. – № 2. – С.12-15.
Бизюкова Н.В. Коммуникативная игра как условие успешного решения проблем в общении детей младшего дошкольного возраста / В книге: Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования Сборник научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Редколлегия: С.А. Герасимов [и др.]. Перевод с русского языка В.Л. Подольской, 2017. – С. 35-42.
Вдовина Н.А., Винокурова А.О. Коммуникативные навыки старших дошкольников / В сборнике: Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 2016. – С. 54-64.
Галеева Е.В., Бартош Н.Н. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. –Т.5. – № 2 (15).
Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. 3-е изд., перераб. и доп. (Руководство практического психолога) [Текст] /Н.И. Гуткина/ – М.: Академический Проект, 2020. – 184 с.
Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи // Автореферат. Диссертация канд. педагогических наук. – М., 2019, – 201 с.
Дмитриевских Л.С. Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР //Логопед. – 2010. – №2. С. 12-15.
Дмитриева Е.Е. Особенности коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.Е. Дмитриева, Я.И. Ветрова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. – С. 32-38.

В современной литературе существует широкий спектр взглядов на развитие коммуникативных способностей при общем недоразвитии речи (ОНР). Прогресс в области логопедической науки привел к систематизации и суммированию представлений о речевых и неречевых аспектах коммуникативных способностей старших дошкольников с ОНР. Исследователи Е.М. Мастюкова, О.Н. Усанова и Т.Н. Синякова в своих исследованиях пришли к выводу, что недоразвитие речи представляет собой сложное сочетание нарушений речевого развития и других психических процессов. Уровень невербального интеллекта у старших дошкольников с подобными нарушениями в основном варьируется от нормального до нижней границы. В соответствии с исследованиями Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской, ОНР оказывает влияние на задержку развития всех психических функций. Познавательная сфера характеризуется инертностью, пассивностью в интеллектуальной деятельности и недостаточностью в оценке проблемных ситуаций. Речь, в свою очередь, утрачивает свою роль в познании окружающего мира, что отрицательно сказывается на вербальном интеллекте, а также может сопровождаться недочетами в невербальном компоненте.Следовательно, у старших дошкольников с ОНР наблюдается достаточно развитое наглядно-действенное мышление, которое осуществляет решение задач практическим путем без использования словесного регулирования. Однако, при переходе на следующий этап интеллектуального развития, наблюдается снижение когнитивной активности. У них могут возникать трудности в сравнении двух и более признаков, в восстановлении последовательности цепи событий и других задачах данного типа.