Совершенствование управления системой образования на муниципальном уровне (на примере МКУ "Управление образования" г.Рубцовска)
ВВЕДЕНИЕ
Сфера образования является одним из национальных приоритетов в нашей стране. Образование, являясь одним из социальных институтов, удовлетворяет потребности общества в сохранении и передаче от поколения к поколению системы научных знаний и социальных норм, в создании необходимых условий для социализации личности: ее обучения, воспитания и развития. По мере роста значения человеческого фактора в общественном прогрессе образование становится важнейшим средством формирования нового качества экономических, социальных и духовных отношений в обществе. Со сферой образования напрямую связана реализация курса на инновационное развитие России.
В условиях глубоких социально-экономических преобразований, происходящих в российском обществе, приведение системы образования в соответствие с новыми социальными потребностями является приоритетной государственной и социальной задачей. Новая парадигма образования становится стратегией развития всего общества, требующей укрепления его интеллектуального потенциала, в основе которого лежит приоритет самоценности личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
В последние годы в процесс управления системой образования постепенно начал внедряться принцип муниципализации, согласно которому центр тяжести в управлении образованием должен со временем переместиться на муниципальный уровень. Такой процесс является одновременно сложным и необходимым в связи с тем, что эффективное местное самоуправление, в том числе
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ................................................6
1.1. Понятие и структура системы образования в Российской Федерации................................................................................................................... 6
1.2. Управление системой образования в Российской Федерации..................................................................................................................12
1.3. Управление системой образования на муниципальном уровне..........21
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ МКУ "УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" Г.РУБЦОВСКА)........................................................................29
2.1. Общая характеристика МКУ "Управление образования" г.Рубцовска.................................................................................................................29
2.2. Анализ системы образования г.Рубцовска за 2019 - 2021 годы..........36
2.3. Анализ деятельности МКУ "Управление образования" г.Рубцовска в сфере управления системой образования................................................................44
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ..................53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.................62
ПРИЛОЖЕНИЕ А.....................................................................................................71
ПРИЛОЖЕНИЕ Б......................................................................................................72
ПРИЛОЖЕНИЕ В......................................................................................................73
ПРИЛОЖЕНИЕ Г......................................................................................................84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты и другие официальные источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" [Электронный ресурс] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09.02.2009 N8-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" [Электронный ресурс] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 N44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" [Электронный ресурс] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
6. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 15 мая 2018 г. N 215 (ред. от 21.01.2020) // Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс] — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57475
7. Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 N 682 (ред. от 01.04.2022) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300363/
8. Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 N 884 (ред. от 10.11.2022) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303875/
9. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 N 885 (ред. от 25.12.2021) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303876/
10. Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 июня 2014 г. N 657 (ред. от 18.12.2019) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" [Электронный ресурс] — URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_167813/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/
11. Об образовании в Алтайском
Управление системой образования на муниципальном уровне - это сложный и ответственный процесс, призванный обеспечить наиболее эффективное функционирование этой системы в соответствии с требованиями государства, сосредоточенный на обеспечении удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах на принципах разнообразия, доступности, качества и актуальности.
Повышение эффективности функционирования образовательных учреждений на муниципальном уровне является приоритетным направлением совершенствования муниципального управления.
Как нам уже известно, система образования на муниципальном уровне включает в себя государственные образовательные стандарты (ФГОС), образовательные программы и сеть образовательных учреждений. Оказать управленческое воздействие на государственные стандарты муниципалитет не может в силу своих полномочий, следовательно, задачей в данном направлении станет контроль за выполнением требований ФГОС.
Следующим элементом системы являются образовательные программы. Программы образовательных учреждений г.Рубцовска разрабатываются на основе примерных общеобразовательных программ, одобренных Министерством Просвещения РФ. Управление образования организует контроль за реализацией образовательных программ.
Третьим элементом системы является сеть образовательных учреждений муниципального образования. Как уже известно, она включает в себя дош