Развитие познавательного интереса у младших школьников в процессе опытно-экспериментальной деятельности на уроках окружающего мира
Введение
Актуальность исследования: согласно новой парадигме образования, наблюдения и опыты являются обязательными структурными элементами урока «Окружающий мир» в начальной школе. Они дают возможность организовать познавательную деятельность учащихся на высоком уровне самостоятельности, инициативы и творчества, а также успешно формировать у них предметные знания и умения. Формированию предметных знаний, личностных и метапредметных умений, в свою очередь, способствуют наблюдения и опыты с использованием простого лабораторного оборудования и измерительных приборов, а умение следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных данных является важным фактором развития познавательного интереса младших школьников.В настоящее время опыт, как исследовательский, практический метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В его основу положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом, что свойственно традиционной системе образования.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательного интереса у младших школьников в процессе опытно-экспериментальной работы на уроках окружающего мира
1.Сущность и содержание понятия «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
2.Формы и методы организации опытно-экспериментальной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе
3.Особенности развития познавательного интереса у младших школьников в процессе опытно-экспериментальной деятельности на уроках окружающего мира
Глава 2. Педагогические условия развития познавательного интереса у младших школьников в процессе опытно-экспериментальной деятельности на уроках окружающего мира
1. Критерии и уровни развития познавательного интереса младших школьников
2. Содержание и организация педагогической деятельности по развитию познавательного интереса у младших школьников в процессе опытно-экспериментальной работы на уроках окружающего мира
3. Проверка эффективности педагогической работы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Список литературы
Афанасенко Л.Д. Проблема познавательного интереса у младших школьников [Электронный ресурс] / Л.Д. Афанасенко. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya–serp%3A%2F%2Fseliyarovo-86.edusite.ru%2Fteacher_docs%2Fmagafurovazb%2F14.doc&name=14.doc&c=560d5113e774 (дата обращения: 17.09.2022)
Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2009. – 464 с.
Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования / В.А. Болотов // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – №3. – C. 32-40.
Вальвакова Т.В. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира / Т.В. Вальвакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). – СПб.: СатисЪ, 2014. – С. 122-124.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-4 классы. Методика обучения / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 240 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1982. – 488 с.
Гальперина П.Я. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П.Я. Гальпериной, Н.Ф. Талызиной. – М.: Изд-во МГУ, 2012. – С. 260-273.
Гарданова Э.Ф. Проектная и исследовательская деятельность учеников младших классов как средство формирования ключевых компетентностей / Э.Ф. Гарданова // Журнал «Молодой ученый». – 2014. – №4. – С. 935-936.
Гилев Д.К. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под ред. Д.К. Гилева. – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2015. – 142 с.
Итак, оценка когнитивного критерия познавательного интереса дала следующие результаты: 23% учеников (6 чел.) продемонстрировали низкий уровень развития (воспроизводящий), 61% (16 чел.) показали средний уровень (интерпретирующий) и 16% (4 чел.) – высокий (творческий). Приведенные данные говорят о том, что в изучаемой выборке преобладает средний уровень сформированности когнитивных способностей учащихся, оказывающих прямое влияние на развитие у них познавательного интереса.По результатам мы видим, что школьники достаточно легко генерируют новые идеи, могут увидеть суть процессов, проанализировать явления, предлагаемые к изучению, синтезировать собственные выводы, однако испытывают некоторые сложности с систематизацией изучаемого материала, его классификацией; также ученики затрудняются рассмотреть один и тот же факт (явление) с разных точек зрения, испытывают трудности в широком переносе знаний из одной темы в другую. Следовательно, можно сказать, что учащиеся находятся на среднем, интерпретирующем уровне развития познавательного интереса. Это означает, что школьники еще не готовы творчески преобразовывать действительность, с которой они сталкиваются в процессе изучения, они способны только интерпретировать исследуемое, выражать собственное отношение к изучаемым объектам или явлениям, однако они не являются самостоятельными исследователями. Это наводит на мысль о том, что исследовательский, творческий потенциал учащихся необходимо развивать, что, на наш взгляд, можно реализовать средствами опытно-экспериментальной деятельности на уроках окружающего мира.Следующим этапом констатирующего эксперимента стало изучение мотивационного критерия познавательного интереса младших школьников, инструментом для которого явилась методика «Оценка уровня школьной мотивации» (Н.Г. Лусканова).