Обоснование и разработка модулей силовой подготовки школьников к выполнению нормативных требований комплекса ГТО
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность определяется низкими показателями обучающихся в развитии силовых способностей. Это подтверждают как ряд исследований авторов [4], так и данные, полученные в процессе нашего исследования. Больше половины испытуемых не в состоянии выполнить подтягивание в висе на высокой перекладине, подтягивание в висе на низкой перекладине или сгибание разгибание рук в упоре лежа на полу, даже один раз. Такое состояние вызывает беспокойство, так как сила является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье ребенка и формирование его двигательного потенциала. Состояние мышц напрямую влияет на осанку ребенка, а также косвенно оказывают влияние на работу внутренних органов.У детей с малоподвижным образом жизни очень слабые мышцы. Они не могут держать тело в правильном положении, у них формируется неправильная осанка. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. Стоит отметить, что физические нагрузки должны быть системными, разнообразными и не должны вызывать утомления. [15].
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 4
ГЛАВА 1. Проблема силовой подготовки у детей среднего школьного возраста и пути её решения в контексте выполнения нормативных требований комплекса………………………………..................................... 7
1.1. Общая характеристика силы; теоретические аспекты силовой подготовки…………………………………………………………………… 7
1.2. Оценка состояния силовой подготовленности у детей среднего школьного возраста……………….………………………………………… 12
1.3. Анализ содержания и методических подходов, используемых в настоящее время на занятиях при подготовке к выполнению нормативных требований комплекса ГТО……………..…………………... 15
1.4. Обоснование решения проблемы силовой подготовленности у детей среднего школьного возраста на основе применения модулей…… 20
ГЛАВА 2. Организация и методы проведения экспериментального исследования……………………………………….………………………… 25
2.1. Организация исследования…………………………………………….. 25
2.2. Методы исследования……...……………............................................... 26
ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование возможностей повышения результативности силовой подготовки детей среднего школьного возраста к сдаче норм ГТО……………………………………………………. 30
3.1. Констатирующая оценка состояния силовой подготовленности детей среднего школьного возраста……....................................................... 30
3.2. Содержание модулей и методика проведения экспериментальных занятий с их использованием на уроках физической культуры………………………………………...……...…………………….. 35
3.3 Экспериментальная оценка эффективности реализации модульного подхода на уроках физической культуры при подготовке к выполнению нормативных требований комплекса ГТО…………………………………. 38
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………. 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…….………………………… 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев А.В. Нормативы ГТО как фактор выявления Физической подготовленности современных школьников / А.В. Алексеев // Физическая культура, спорт, наука и образование. Материалы I всероссийской научной конференции с международным участием. Том Часть I (с.Чурапча 29 марта 2017г.) – Чурапча: ФГБОУ ВО "Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта", 2017 – С. 12-15.
Аллагулова Л.Х. Мотивационные аспекты внедрения комплекса ГТО в школе / Л.Х. Аллагулова // Вестник науки и творчества. – 2016. - №5 (5). – С. 37-40.
Аршинник С.П. К вопросу о разработке структуры и содержания урока физической культуры, направленного на подготовку к выполнению нормативов комплекса ГТО / С.П. Аршинник , Г.Н. Дудка, В.И. Тхорев, Н.Г. Шубина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2017. -№2. – Том12. – С. 73-81.
Аршинник С. П. Готовность школьников города Краснодара к выполнению «Обновленных» нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / С. П. Аршинник, Н. А. Амбарцумян, Г. Н. Дудка, К. В. Малашенко, В. И. Тхорев // Ученые записки университета Лесгафта. - 2017. - №9 (151). – С. 14-19.
Батенко Е.М. Факторы, влияющие на развитие силовых способностей / Е.М. Батенко, А.Е. Иванова // Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодёжи. – 2018. - С. 15-20.
Брыкин Ю.В. Эффективность использования технологии модульного обучения в современной школе / Ю.В. Брыкин // Конференцимум асоу: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. - №1. – С. 2323-2326.
Булатов А.Т. Подготовка обучающихся общеобразовательной школы к выполнению нормативов ВФСК "ГТО" (на примере IV ступени) / А.Т. Булатов, Д.В. Семенов, А.В. Момент // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2019. – №2 (168). – С. 47-50.
Аршинник С.П. провел опрос экспертов в сфере физической культуры и проанализировал данные, на основании чего сделал заключение, что 70,1% от всех опрошенных считают, что самым эффективным вариантом занятий физическими упражнениями с целью подготовки к сдаче норм ВФСК ГТО – это уроки физической культуры. Несмотря на то, что существует довольно много форм занятий, которые могу улучшить показатели физических качеств, уроки физической культуры в школе остаются на первом месте. Это происходит за счет того, что уроки физической культуры являются обязательным составляющим каждого школьника, которые проводятся по специальным разработанным программам под руководством опытных специалистов. К тому же, некоторые специалисты считают, что уроки физической культурой еще не исчерпали всех своих резервов эффективности. Из чего можно сделать вывод что содержание урока физической культуры следует совершенствовать, учитывая реалии сегодняшнего дня [3].Изучив проведенные ранее исследования можно так же сделать выводы о том, что большая часть обучающихся получают физическую нагрузку только на уроках физической культуры [35].На данном этапе в РФ как никогда актуален поиск новых, более эффективных моделей организации уроков в школах. Одной из наиболее перспективных моделей считается тесная взаимосвязь классического учебного процесса с внеурочной деятельностью, которая имеет различную направленность [14].Изучение рабочих программ основного общего образования физической культуры позволило нам сделать выводы о том, что на данный момент в российской педагогике используется модульная система обучения, после чего нами было принято решение, что для эффективного внедрения в уже существующий учебный процесс нам нужно разработать модуль силовой подготовки школьников к выполнению нормативных требований комплекса ГТО для решения имеющейся проблемы.