Совершенствование самоотношения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что перспективное психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями направлено на развитие личности и индивидуальности каждого ребенка, на коррекцию его развития, на формирование личности, социально приспособленной и жизнеспособной. В специальной психологии центральной задачей является изучение особенностей детей, имеющих особенности развития, а также создание необходимых условий, помогающих всесторонне развиваться ребенку, включая его эмоциональный, социальный и познавательный потенциалы. Также коррекция включает в себя помощь в формировании позитивных личностных качеств.
В настоящее время личности, имеющие какие-либо отклонения в развитии усиленно стремятся к самоактуализации, возрастает их потребность в автономии. В связи с этим специальная психология рассматривает проблему самоотношения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью как одну из наиболее актуальных. Самоо
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ……………………………………………………………… 7
1.1. Определение понятий «самосознание», «сознательность», «самоотношение», «самооценка», ««Я»-концепция».......................................................................................................... 7
1.2. Психологическая характеристика самоотношения в младшем школьном возрасте……………………………………………………………. 19
1.3. Психологическая характеристика самоотношения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью……………………………. 25
ГЛАВА 2. ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ…………………………. 32
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых, задействованных в экспериментальном изучении самоотношения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью………………… 32
2.2. Описание процедуры диагностики самоотношения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью……………………………. 35
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения самоотношения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью…………. 38
ГЛАВА 3. РАБОТА СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ САМООТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ………………………………47
3.1. Методологические принципы организации коррекционной работы с обучающимися младшего школьного возраста с умственной отсталостью ………………………………47
3.2. Составление программы коррекции самоотношения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью………………… 51
3.3 Рекомендации по реализации программы коррекции самоотношения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью……….. 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………. 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Конспект занятия на тему «Восприятие и описание внешности»…………………. 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Конспект занятия на тему «Свойство характера»……... 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Конспект занятия на тему «Я чувствую»………………. 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Работа обучающейся (Виктории С.) по методике Автопортрет…………………………………………………………………… 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Работа обучающегося (Даниила Д.) по методике Автопортрет…………………………………………………………………… 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Работа обучающегося (Ильи Ч.) по методике Автопортрет…………………………………………………………………… 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Работа обучающегося (Николая М.) по методике Автопортрет…………………………………………………………………… 93
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Алейникова А. Б. Влияние самооценки на жизнедеятельность людей / Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 4. С. 54-57.
Алексеева Т. И. Особенности самоотношения у детей младшего школьного возраста / Приоритеты и ценности воспитания и развития личности в современном социуме. 2020. № 4. С. 19-23.
Архиреева?Т. В. Самосознание и Я-концепция ребенка. В. Новгород, 2002. 191 с.
Архиреева Т. В. Развитие критического самоотношения у младших школьников. М. 2011. № 15. С. 97.
Архипова М.Г. Развитие эмоциональной сферы и эмоционального образа я у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / Инновационная наука. 2017. № 4-2. С. 44-60.
Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. 2004. 158 с.
Галасюк, И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учебное пособие для среднего профессионального образования. М. 2022. С. 179.
Горобинский М. А., Ветвицкая С. М. Самооценка: особенности ее формирования и значение в жизни человека?/?Международный студенческий научный вестник. М. 2017. № 6. С. 116-116.
Горбунова Е. В., Фатеева К. Н., Хаидов С. К. Особенности эмоционального образа Я у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. М. 2018. С. 237.
Горожанкина Е. Н. Особенности выражения самооценки и самоотношения в сказках в младшем школьном возрасте //Россия в XXI веке: стратегия и тактика социально-экономических, политических и правовых реформ. 2021. С. 350-351.
Захарова, А. В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993. С. 256.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М. 1997. С. 191.
Карпушкина Н. В., Комарова Д. П. Психолого-педагогические условия развития Я-концепции у младших школьников с умственной отсталостью / Проблемы современного педагогического образования. 2020. №. 67-3. С. 268-271.
Кишкилев С. Ю. Соотношение понятий ?self-awareness?, ?self-consciousness?, ?самосознание? и ?с
Однако данные исследования дают возможность узнать, как дети с умственной отсталостью думают и что они чувствуют о себе. Кроме того, исследование самоотношения дает возможность понять, демонстрируют ли дети с умственной отсталостью сходные паттерны с типично развивающимися детьми, а если нет, то, как они отличаются друг от друга.
Как пишет в своей статье М.Г. Архипова у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью имеются психологические особенности развития в таких сферах как: ценностные ориентации, самооценка, самоощущение, ?Я? - концепция. В то же время, ценностные ориентации, самооценка, самоощущение и ?Я? - концепция могут быть проявлением и фактором, формирующим эгоцентризм в случае их направленности на себя. Естественно, Образ Я непосредственно является составляющей ?Я? - концепции, который представляет собой сложное психическое явление и оно, в свою очередь, не сводится к осознанию своих кач