Преемственность между дошкольной образовательной организацией и начальной школой по формированию устной и письменной речи в процессе обучения математике
ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающейся в сохранении и постоянном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. Вопрос преемственности обучения – один из основополагающих вопросов педагогики и при решении данного вопроса необходима продуманная система работы всех участников педагогического процесса.
В систему образования внедряются современные технологии обучения, современные программы, методики. Поэтому вопрос о преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой стал наиболее актуальным и значимым.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает речевое развитие и владение речью, как средство общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………….. 4
1 Теоретические основы соблюдения преемственности между дошкольной образовательной организацией и начальной школой по формированию устной и письменной речи в процессе обучения математике……………………………………………………………... 8
1.1 Требования программы ДОУ «От рождения до школы» Н. С. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой к математической речи дошкольников …………………………. 8
1.2 Требования программы НОО «Школа России» М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой к устной и письменной математической речи учащихся начальных классов…………………………………… 12
1.3 Анализ программ по соблюдению преемственности между дошкольной образовательной организацией и начальной школы по формированию устной и письменной речи в процессе обучения математике……………………………... 17
2 Описание экспериментальной работы по соблюдению преемственности между дошкольной образовательной организацией и начальной школы по формированию устной и письменной речи в процессе обучения математике………………………………………..... 22
2.1 Первичная диагностика сформированности математической речи детей дошкольного возраста……………………………….. 22
2.2 Формирование устной и письменной речи первоклассников на уроке математики ………………………………………………… 35
2.3 Сравнительная диагностика сформированности устной и письменной речи детей дошкольного возраста и первоклассников…………………………………………………… 42
Заключение…………………………………………………………………... 57
Список использованных источников60
1. Айнетдинова, И. Г. Особенности механизмов письменной речи у детей (теоретический аспект) / И. Г. Айнетдинова, Н. М. Трубникова // Специальное образование. – 2008. – № 12. – С. 9–17.
2. Александрова, Т. С. Развитие математической деятельности младших школьников: проектные задачи и математические проекты : учебно-методическое пособие / Т. С. Александрова. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2020. – 136 с. – URL: https://znanium.com/catalog/product /1149017 (дата обращения: 20.09.2022). – ISBN 978-5-9765-2382-1.
3. Алексеева, О. А. Условия формирования активного понимания текста сюжетной задачи младшими школьниками с задержкой психического развития / О. А. Алексеева // Научное мнение. – 2011. – № 9. – С. 36–39. – URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/288264 (дата обращения: 20.09.2022).
4. Альжанова, С. И. Требования к речи младших школьников / С. И. Альжанова // INFOUROK : сайт. – [2022]. – URL: https://infourok.ru/statya-trebovaniya-k-rechi-mladshih-shkolnikov-436337.html?ysclid=latj1foz4x100973144. –Дата публикации: 25.09.2015.
5. Баракина, Т. В. Технологии начального математического образования : учебное пособие. Часть 2 / Т. В. Баракина ; Омский государственный педагогический университет. – Омск : Омский государственный педагогический университет (ОмГПУ), 2018. – 176 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=616123 (дата обращения: 29.09.2022). – ISBN 978-5-8268-2092-6.
6. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология : учебное пособие / Б. П. Бархаев. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 448 с. – (Учебное пособие). – URL: https://znanium.com/catalog/product/ (дата обращения: 25.09.2022). – ISBN 978-5-469-01482-9.
7. Безруких, М. М. Учимся писать цифры и считать. Тетрадь для активных занятий. ФГОС ДО / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. – Москва : Бином Детства, 2021. – 64 с. – (365 шагов к школе). – ISBN 978-5-090-86617-0.
8. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе : курс лекций : учебное пособие / А. В. Белошистая. – Москва : Владос, 2016. – 455 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/96362 (дата обращения: 20.09.2022). – ISBN 5-691-01422-6.
9. Бенин, В. Л. Педагогическая культурология : учебное пособие / В. Л. Бенин. – 2-е изд., испр. – Москва : ФЛИНТА, 2016. – 379 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/83770 (дата обращения: 20.09.2022). – ISBN 978-5-9765-2769-0.
10. Веракса, Н. Е. Детская психология : учебник для вузов / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Юрайт, 2022. – 429 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/489412 (дата обращения: 23.10.2022). – ISBN 978-5-534-15251-7.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с первичной математической терминологией и символами. Понимание на слух математических текстов. Умение выполнять математические диктанты.
Ребёнок в детском саду уже должен научиться воспринимать число как знак, как основное понятие математики, обозначающее количество предметов или порядковый номер местоположения предмета. Опираясь на эти представления, полученные в дошкольном возрасте, в школе ребёнок усваивает дальнейшую последовательность чисел, овладевает умением записывать числовые выражения и арифметические действия. Знания состава числа в детском саду служат предпосылкой для усвоения таблицы сложения чисел в школе. Ребёнок, посещавших детский сад, обычно приходит в школу обладая умением оценивать свойства и качества предметов по их форме, величине, весу. Это способствует формированию начала геометрического мышления в школе.