Развитие мотивации достижения успеха в познавательной деятельности дошкольников
Введение
Актуальность. Становление мотивационнойсферы ребенка является важной проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности.
Дошкольный период является важнейшим этапом в развитии личности. Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. А.Н. Леонтьев отмечает, что это «период первоначального фактического склада личности». В этом возрасте начинается формирование личности. Ребенок оценивает себя и окружающих. Развивается мотивационная сфера личности, формируется самосознание. Именно мотивацией обусловлена жизнь человека как совокупная деятельность, все психические явления и процессы» (26).
Периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы является дошкольный возраст.
В ФГОС ДО подчеркивается, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий» (1).
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3
1.Теоретические основы проблемы развития мотивации достижения успеха в познавательной деятельности дошкольников……………………………….. 5
Психолого-педагогические основы понятия мотива и мотивации достижения успеха ………………………………………………….…..…... 5
1.2 Особенности развития мотивации достижения успеха у дошкольников…………………………………………………………………… 11
1.3 Развитие познавательной мотивации дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО………………………………………………………... 15
Выводы ……….………………………………………………………................. 21
2. Психолого-педагогическое исследование развития мотивации достижения успеха в познавательной деятельности дошкольников………… 23
2.1 Организация и методика изучения уровня развития мотивации достижения успеха у дошкольников …………................................................... 23
2..2 Программа развития познавательной мотивации дошкольников в детском саду…………………….......................................................................... 28
2.3 Результаты психолого-педагогического исследования развития мотивации достижения успеха в познавательной деятельности дошкольников……………………………..…………………………….………. 33
Выводы по второй главе………………………………………………………... 36
Заключение………………………………………………………………………. 38
Список использованных источников……………………………………….…. 40
Приложение 1………………………………………………………………….... 46
Приложение 2………………………………………………………………….... 49
Приложение 3……………………………………………………………………. 56
Приложение 4……………………………………………………………………. 58
Приложение 5……………………………………………………………………. 64
Список использованных источников
1Российская Федерация Законы. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, – Текст : непосредственный.
2 Абраменкова, В.В. Ценность детства в современном мире и образовании : Монография / В.В. Абраменкова – Москва : ФГБНУ «Иидсв Рао», 2019.. – 232 с. – Текст : непосредственный.
3 Божович, Л.И. Проблема мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.В. Благонадежина. Под ред. Л.И. Божович, - Москва,1972.- Текст : непосредственный.
4 Большой психологический словарь / акад. В.П. Зинченко и др. Под ред. Б.Г. Мещерякова. – Москва : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 391с. – Текст : непосредственный.
5 Бондырева, С. К. Выживание: (факторы и механизмы) : уч. пособие/ С.К. Бондырева. – Москва : Моск. психол.-социал. ин-т, 2005. - 367с. Текст : непосредственный.
6 Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №1 - с. 54-65. //URL : http://www. rucont.ru / (дата обращения 22.01.2023). - Текст : электронный.
7 Вартанова, И.И. Проблемы диагностики и формирования мотивации
учебной деятельности : уч. пособие /И.И. Вартанова. - Москва : Акрополь, 2011. - 156 с. Текст : непосредственный.
8Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действием : монография / И. А. Васильев, М. Ш. Магомед-Эминов. – Москва : МГУ им. М. В. Ломоносова, 1991. - 144 с. //URL : http://www. bik.sfu-kras.ru› (дата обращения 22.01.2023). - Текст : электронный.
9 Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека /В.К. Вилюнас.—Москва : Изд-во МГУ, 1990.—288 с. ISBN 5—211—01031—0
К концу дошкольного возраста ребенок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности, замечая, что в чем-то он лучше других, в чем-то хуже.
В практике работы с детьми существует достаточно много приемов создания ситуации успеха. Вот некоторые из них.
Прием «Положительный эмоциональный настрой». Черезсоздание доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь воспитателя.
Приём «Эмоциональный всплеск».Существует много способов поддержать ребёнка на занятии. И для ребят гораздо ценнее слышать не просто стандартные фразы:«Хорошо!»«Молодец!», а эмоционально окрашенные высказывания. Слова воспитателя –конечно экспромт, но чтобы он состоялся, педагог должен иметь достаточный запас таких фраз.
Прием «Умышленная ошибка». На занятии по ФЭМП умышленно допускается ошибка.