Формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает: владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [1]Актуальность работы исходит из того, что речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР7
Задачи и содержание формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в программе «От рождения до школы»..7
Психолого-педагогические взгляды на вопросы формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста..13
Особенности развития диалогической речи детей младшего
дошкольного возраста………18
Выводы по главе 128
Глава 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР..30
Выявление исходной стадии сформированности диалогической речи у детей младшей группы дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад № 130»………………………………………………………………………………….. 30
Разработка перспективного плана педагогических мероприятий по формированию диалогической речи детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр, и их проведение……38
Анализ опытно-практической работы по формированию диалогической речи детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр……………………………………………45
Выводы по главе 251
ЗАКЛЮЧЕНИЕ53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………...55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Министерства образования науки РФ – Москва : ТЦ Сфера, 2018. –80 с. - ISBN 978-5-9949-1024-5. – Текст : непосредственный.
Cанитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13. от 15.05.2013 г. N 26, с изменениями на 27.10.2020 года URL: http://www.rg.ru/2013/07/19/sanpin-dok.html (дата обращения: 05.12.2021). - Российская газета, официальный сайт. Текст: электронный.
От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.- 368с. – ISBN 9785431516290 Текст : непосредственный.
Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Mеждунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). – Уфа: Лето, 2014. – iv, 82 с. ISBN 978-5- 87308-132-9
Афонькина, Ю.А. Развитие интегративных качеств дошкольников. Методический конструктор / Ю. А. Афонькина. - Волгоград : Учитель, 2013.
- 92 с. - ISBN 978-5-7057-3190-9. Режим доступа – URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/01005483303. Текст: электронный.
Бородич, А. М. Методика развития речи детей : Учеб. пособие для педагогических институтов по спец. "Дошкольная педагогика и психология" / А. М. Бородич. - 2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 1981. - 255 с. Текст : непосредственный.
Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы : практическое пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп.
— Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 396 с. ISBN 978-5-534-06209-0. Текст: непосредственный.
Выготский, Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 432 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07471-0. — URL: https://urait.ru/bcode/471790 (дата обращения: 05.12.2021). — Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт.
Подводя итоги нашего исследования, мы сделали ряд выводов, решая поставленные задачи. К ним относятся следующие положения.Проанализировав психолого-педагогическую литературу, подчеркнем, что речевое развитие детей младшего дошкольного возраста должно проводиться в определённой системе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.Рассматривая роль дидактической игры в развитии речи, необходимо подчеркнуть, что дидактические игры и упражнения является важным средством в обучении и развитии детей младшего дошкольного возраста и может быть использована для наиболее успешной организации развития речи.Нами были выделены ряд организационно-педагогических условий, которые способствуют эффективному речевому развитию детей младшего дошкольного возраста и включают в себя следующие положения:целенаправленное использование дидактических игр и упражнений, подобранных в соответствии с темами недели,повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации речевого развития детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений,организация образовательного взаимодействия с родителями по вопросам использования дидактических игр и упражнений в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента для экспериментальной и контрольной групп показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 10% и 20% и количество испытуемых с низким уровнем уменьшилось на 20%.