Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников

Скачать дипломную работу на тему: Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников. В которой определена модель развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Изучены особенности развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.01.2025
Объем файла
988 Кб
Количество страниц
93
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2560 руб.
3200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

На современном этапе развития общества происходят достаточно значимые социальные и экономические преобразования, требующие от человека развитых коммуникативных навыков. Все больше в последнее время обращают внимание на умение устанавливать контакты, вступать в диалог, поддерживать и вести его, выражать свои мысли, эмоции и чувства, ориентироваться в ситуациях общения и регулировать собственное речевое поведение, то есть на коммуникативную компетентность как составляющую успешной социализации личности в обществе.Согласно исследованиям (Н. Н. Авдеева, И. В. Дубровина М. И. Лисина, А. Г. Рузская, С. Ю. Мещерякова) общение имеет решающее значение для развития познавательной сферы, для эмоционального благополучия человека и для познания себя и познания законов взаимоотношений между людьми [45, с.8].Психолого-педагогические аспекты коммуникативной компетентности раскрываются   в   исследованиях    Ю.Н. Емельянова,    Ю.М.    Жуковой, Т.А. Кривченко, Е.А. Лещинской, О.И. Муравьевой, В.М. Пахарева, Л.А. Петровской, где описывают, что развитие коммуникативной компетентности особо значимо в период дошкольного возраста, ведь именно на данном возрастном этапе социальное окружение ребенка расширяется [45, с.23]. Для ребенка актуальным становится взаимодействие не только с близкими, но и с другими детьми, сверстниками.

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический аспект исследования коммуникативной компетентности дошкольников
Исследование коммуникативной компетентности зарубежными и отечественными психологами
Особенности развития коммуникативной компетентности дошкольников
Модель развития коммуникативной компетентности старших дошкольников в условиях семьи
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативной компетентности у дошкольников в условии семьи
Организация и методы эмпирического исследования, анализ данных первичной диагностики
Программа развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи
Анализ результатов после реализации программы по развитию коммуникативной компетентности детей в условиях семьи
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Список литературы
Авдулова, Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Г.Р. Хузеева, Т.П. Авдулова .— М. : Издательство Прометей, 2013
.— 138 с.
Анфисова С. Е. Особенности компетентностно-ориентированного подхода в образовании детей дошкольного возраста //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2009. – №. 116.
Белобрыкина О. А. Влияние взаимоотношений в диаде «родитель- ребенок» на эмоциональное развитие и психосоматическое состояние дошкольника //Психология третьего тысячелетия: II Международная научно-практическая конференция: сборник материалов. – 2015. – С. 44.
Бывшева М. В., Ханова Т. Г. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве //Вестник Мининского университета. – 2016. – №. 3 (16) – С.1-9
Гаврилушкина О. П., Малова А. А., Панкратова М. В. Проблемы социальной и коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников с трудностями в общении //Современная зарубежная психология. – 2012. – Т. 1. – №. 2. – С. 5-16.
Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. 416 с.
Долгова В. И., Мельник Е. В., Карахан Н. Понятие коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях // Научно-методический электронный журнал
«Концепт». 2015. Т. 31. С. 81–85.
Дондокова Р.П. Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности. / Р. П. Дондокова. // Вестник
Бурятского государственного университета. - 2012. - Вып. 1.1. Педагогика. - С. 18-21.
Дорогова М. В. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста посредством игр, способствующих развитию эмоциональной сферы //Ответственный и научный редактор. – 2016. – С. 129.
Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников. – М. : Книголюб, 2006. – С.64Езова С.А. Коммуникативная компетенция // Научные и технические библиотеки. 2008. № 4. С.30-36.

Чувствительность к партнеру определялась через анализ степени внимания и эмоциональных реакций ребенка на воздействия сверстника – ориентируется ли он при выполнении задания на товарища: слышит, понимает, эмоционально реагирует, оценивает или проявляет неудовольствие.Наиболее подробно методики представлены в приложении 1.Таким образом, на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было проведено диагностическое обследование детей по представленным выше методикам. По результатам первичной диагностики уровня развития коммуникативной компетентности дошкольников в общей выборке исследования были получены следующие данные.Для большинства детей дошкольного возраста, принявших участие в психодиагностическом исследовании наиболее характерен средний и низкий уровень развития коммуникативной компетентности.Анализ результатов методики «Особенности межличностных отношений (ОМО) для детей» (Модификация и критерии анализа: Хузеева Г. Р.) показал, что высокий уровень познавательного компонента в образе сверстника характерен для 14% испытуемых. Такие дети занимают активную позицию в общении, имеют широкий круг знакомств. В отношениях со сверстниками демонстрирует стремление к автономии. Знают и применяют конструктивные способы реагирования в случае отвержения со стороны сверстников. Большинство респондентов (86%) имеют средний и низкий уровень развития познавательного компонента в образе сверстника. Дошкольники со средним уровнем (34%) развития в основном занимают пассивную позицию в общении со сверстниками и имеют желание к автономии и независимости от них. В случае отвержения респонденты реагируют непродуктивными способами. Дети с низкими показателями от общего числа выборки составили 52%.