Логопедическая работа по обучению грамоте с целью профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи (3 уровень речевого развития)
ВВЕДЕНИЕ
Нарушения речи различной тяжести – довольно часто встречающееся среди детей явление. Одним из таких нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР). Дети испытывают трудности с произношением звуков, с навыками связной речи, с овладением правилами грамматического строя, обладают бедным активным словарем и т.д.
Проблемы в устной речи влекут за собой возникновение в дальнейшем трудностей с овладением письмом. Одним из нарушений письменной речи является дисграфия, при которой у детей наблюдается недостаточная сформированность высших психических функций, что влечет за собой постоянные ошибки при письме.
Актуальность исследования.
Так как речь, как письменная, так и устная, является обязательным атрибутом развития, следовательно, проблемы с ней будут создавать препятствия во всех сферах деятельности ребенка.
Общее недоразвитие речи поддается коррекции. При интенсивной логопедической работе нередко возможно даже полное устранение данной проблемы. Устранение недостатков
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Психофизиология процесса письма и формирование навыков письменой речи при нормально онтогенезе 6
1.2. Дисграфия: понятие, патогенез и симптоматика 8
1.3. ОНР как системное нарушение 10
ГЛАВА 2. Методика изучения предрасположенности к дисграфии… .16
2.1. Организация и задачи исследования дисграфии у детей с ОНР III уровня. 16
2.2. Характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня 19
2.3. Констатирующий эксперимент 22
2.4. Анализ результатов констатирующего эксперимента… 32
ГЛАВА 3.ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 35
3.1. Методика формирующего эксперимента 35
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента (контрольный эксперимент) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодаление у младших школьников . –М.: Владос, 1997
Арсеньева М.В. Баряева Л.Б. Основные направления развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале детской художественной литературы) // Специальное образование. – № 4 – 2019. – С. 17 – 26
Архипова, Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование: теория и практика. –– № 1. – 2017. – С. 38-44Русский язык: Энциклопедия . М., 1979. С.205
Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, Планета знаний, Астрель, Хранитель, 2018. - 160 С.Горонина, Т.П. Комплексный подход к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи при дизартрии // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 4. – С. 49-51
Губатова С.Г. Уровни речевого развития у детей с общим недоразвитием речи // Наука и реальность. – 2021. – № 2. – С. 207 – 210
Даньшина Н.Г. Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников с общим недоразвитием речи / Даньшина. - М.: АРКТИ, 2018. - 358 С.Дунаева, Н. Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР. Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи: моногр. / Н.Ю. Дунаева. - М.: Владос, 2017. - 936 С.Дюбова Е.А. Отева Н.И. Пащенко Е.В. Изучение предпосылок к обучению грамоте у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – № 2 – 2020. – С. 58 – 61
А.Р. Лурия. Высшие корковые функции человека и из нарушения при локальном поражении мозга. М.: 1962. С.64
Р.Е.Левина. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1967
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Профессиональное образование, 1993.-232 с.
В целом устная речь близка к норме, отклонения в сформированности языковых компонентов незначительные. На первый план может выходить смазанность, невыразительность речи, обусловленные нечеткой артикуляцией или иннервационной недостаточностью. При более детальном и тщательном обследовании выявляются остаточные признаки общего речевого неблагополучия. Так, при звукопроизношении чаще всего страдает дифференциация вибрантов, шипящих, аффрикат (Р-Р', Ч-Щ, Ш-Щ, Ц-С). Отсутствие и грубое искажение фонем нехарактерно. Нарушения слоговой последовательности касаются слов со сложной звуконаполняемостью: могут наблюдаться пропуски, повторы, перестановки, сокращения звуков и слогов. Все это свидетельствует о фонетико-фонематическом недоразвитии.
Признаками несовершенства лексических средств языка служат неточно понимание значения