Сравнительная характеристика речевых ошибок в творческих письменных работах учащихся младших классов общеобразовательной школы

Скачать отлично выполненную дипломную работу на тему: "Сравнительная характеристика речевых ошибок в творческих письменных работах учащихся младших классов общеобразовательной школы". В которой выявлены типичные речевые ошибки и недочеты в письменных творческих работах младших школьников. Создан комплекс упражнений, направленных на предупреждение и устранение типичных речевых ошибок и недочетов младших школьников. В работу также включено объемное приложение по теме исследования.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.01.2025
Объем файла
92465 Кб
Количество страниц
149
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3600 руб.
4500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо – это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Свободное владение языком, умение точно и правильно формулировать свои высказывания и текст – необходимое условие формирования успешной личности. Исследования Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Р.И. Лалаевой и др. показали, что в последние годы число детей, страдающих дисграфией в России увеличилось в 2 – 3 раза по сравнению с годами XX столетия.
В отечественной системе образования сегодня происходят изменения, затрагивающие не только образовательный, но и коррекционный процесс. Федеральный государственный образовательный стандарт начальног

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ 7

1.1. Понятие и классификация речевых ошибок 7

1.2. Классификация дисграфии, понятие. 20

1.3. Развитие творческого мышления детей 26

Выводы по первой главе 33

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 36

2.1. Описание методов и методик исследования 36

2.2. Особенности состояния письменной речи младших школьников 46

Выводы по второй главе 65

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ЛОГОПУНКТЕ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 67

3.1. Описание логопедической программы, направленной на коррекцию письменной речи младших школьников 67

3.2. Описание формирующего эксперимента 93

3.3. Анализ эффективности логопедической программы 101

Выводы по третьей главе 120

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 124

ПРИЛОЖЕНИЕ 138

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абдрахимов, Л. Г. Феномен речевой ошибки в психолингвистических исследованиях отечественных и зарубежных ученых / Л. Г. Абдрахимов. – Текст : электронный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 11. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-rechevoy-oshibki-v-psiholingvisticheskih-issledovaniyah-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-uchenyh (дата обращения: 30.11.2021).

2. Абдулаева, К. В. Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста / К. В. Абдулаева. – Текст : непосредственный // Образование в современной школе. – 2016. – № 1/2. – С. 58.

3. Абрамова, Н. С. Причины возникновения речевых ошибок в творческих работах учащихся / Н. С. Абрамова, Т. А. Зуева. – Текст : электронный // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 6. – С. 207-211. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21071393 (дата обращения: 30.11.2021). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

4. Айвазян, О. О. Типология ошибок в русской связной письменной речи учащихся начальных классов / О. О. Айвазян. – Текст : электронный // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. – 2011. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-oshibok-v-russkoy-svyaznoy-pismennoy-rechi-uchaschihsya-nachalnyh-klassov (дата обращения: 30.11.2021).

5. Аристова, Т. А. Коррекция нарушений письменной речи : учеб.-метод. пособие / Т.А. Аристова - СПб. : СПбАППО, 2004. – 208 с. – URL: http://www.iprbookshop.ru/26758 (дата обращения 22.05.2019). – Текст : электронный

6. Астахова, Т. В. Использование изобразительных средств в коррекции нарушений письма у младших школьников / Т. В. Астахова. – Текст : непосредственный // Школьный логопед. – 2005. – № 5-6. – С. 76-79.

7. Астахова, Т. В. Коррекция оптических и моторных нарушений письма у младших школьников с использованием изобразительных средств: метод. пособие / Т. В. Астахова. – Москва : Владос, 2018. – 41 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486067 (дата обращения: 27.10.2020). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.

8. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика  / Т. В. Ахутина – Текст : непосредственный // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М.: МПСИ, 2002. – C. 7 – 20.

9. Баранцева, Т. Г. Содержание логопедического занятия в условиях школьного логопункта / Т. Г. Баранцева. – Текст : непосредственный // Школьный логопед. – 2018. – № 4. – С. 58-68.

10. Барсукова, Л. А. Методика предупреждения и устранения нарушений письма / Л. А. Барсукова. – Текст : непосредственный // Барсукова, Л. А. Логопедия для учителей, психологов, родителей / Л. А. Барсукова, Н. А. Румега, Н. Е. Земская. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – С. 58-93.

11. Батова-Пясецкая, О. Е. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях письменной речи у учащихся младших классов с нарушениями речи и слуха / О. Е. Батова-Пясецкая. – Текст : непосредственный // Школьный логопед. – 2017. – № 2. – С. 58-91.

12. Безрукова, О. А. Нарушения структурно-семантической организации текста и пути их преодоления у младших школьников с общим недоразвитием речи : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Безрукова Ольга Александровна. – Москва, 2003. – 18 с. – Текст : непосредственный.

13. Бекшиева, З. И. Коррекция письменной речи у школьников / З. И. Бекшиева. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 318 с. – Текст : непосредственный.

14. Бугинова, Е. А. Мастер-класс по развитию речевого творчества учащихся / Е. А. Бугинова. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2013. – № 3. – С. 22-29.

15. Бурина, Е. Д. Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма / Бурина Е. Д. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 1996. – № 3. – с.42 – 46.

16. Бучилова, И. А. Специфические ошибки в письменных работах учащихся-инофонов / И. А. Бучилова. – Текст : электронный // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2018. – № 4 (85). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsificheskie-oshibki-v-pismennyh-rabotah-uchaschihsya-inofonov (дата обращения: 30.11.2021).

17. Бушуева, Л. С. Коррекция специфических нарушений письма первоклассников при обучении 

Таким образом, в соответствии с различными видами классификаций были выделены две принципиально различные группы – грамматические ошибки, связанные с нарушением структуры языковых единиц и речевые недочеты, проявляющиеся в неуместном употреблении средств языка. 
Первая группа погрешностей является более грубой, чем вторая. Детальная градация ошибок и недочетов, анализ причин их возникновения и «хода исчезновения», определенного перечня тех, искоренение которых должно произойти в начальных классах, установление системы работы над ними – решение этих вопросов – одна из практических задач методики развития речи младших школьников. 
Классификация М.С. Соловейчик является, согласно проведенному анализу, более приемлемой для изучения речевых ошибок в письменных творческих работах учащихся начальных классов. В ней доступно и подробно описаны всевозможные речевые ошибки, которые встречаются в работах детей. Данная классификация содержит две основные группы ошибок: грамматические и речевые, что позволяет более точно классифицировать ошибки, разграничивать их по типам, не смешивая друг с другом. 
Таким образом, данное исследование будет опираться на типы речевых ошибок, указанных в работах М.С. Соловейчик