Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога ДОУ
Введение
Особую актуальность на сегодняшний день в условиях развития социума приобретают вопросы воспитания, образования и развития подрастающего поколения.
В настоящее время в России дошкольная подготовка детей по праву признана первой ступенью в системе общего образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) большое внимание уделяется сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; делается акцент на развитии личности ребенка, социализации, раскрытии его потенциальных возможностей и способностей [1, с. 11]. В этой связи основной круг задач современных дошкольных образовательных организаций (далее ДОУ) переносится на создание условий, при которых дети полноценно развиваются, осваивая этап дошкольного детства, и переходят на следующий уровень замотивированными на получение образования в школе. Согласно ФГОС дошкольного образования одним из приоритетных направлений воспитания детей
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога ДОУ 10
1.1 Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста 10
1.2 Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста как основа формирования социально-коммуникативного развития в условиях ДОУ 16
1.3 Развитие социально-коммуникативной сферы старших дошкольников во взаимодействии педагога-психолога ДОУ и семьи 20
Вывод по главе 1 27
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию социально-коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога ДОУ 29
2.1 Организация процедуры диагностики социального-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста и методов психолого-педагогического исследования 29
2.2 Результаты первичной диагностики социального-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Программа формирования социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности 36
2.3 Результаты вторичной диагностики социального-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Психолого-педагогические рекомендации по формированию социально-коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога ДОУ 49
Выводы по главе 2 66
Заключение 69
Список используемых источников 72
Приложение А 77
Приложение Б 106
Список используемых источников
1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 // Собрания законодательства Российской Федерации. – 2013. – 17 октября. – С. 15. – Текст: непосредственный.
2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель): приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н // Собрания законодательства Российской Федерации. – 2013. – 18 октября. – С. 20. – Текст: непосредственный.
3. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2000. –416 с. – Текст: непосредственный.
4. Бабаева, Т.И., Гогоберидзе, А.Г. и др. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие / Научный редактор: доктор пед. наук, профессор А.Г. Гогоберидзе. СПб.: «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 588 с. – Текст: непосредственный.
5. Белкина, В.Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию / В.Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник. – 2012. –Т. 2. –№ 1. – С. 291-294. – Текст: непосредственный.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва: Питер, 2008. – 398 с. – Текст: непосредственный.
7. Виноградова, Е. Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет / Е.Л. Виноградова // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 2. – С. 43-46. – Текст: непосредственный.
8. Воробьева, Н.А. Педагогическая песочница. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников / Н.А. Воробьева. – М.: Интеллект-Центр, 2016. - 281 c. – Текст: непосредственный.
9. Гогоберидзе, А. Г. Ценностные ориентации дошкольников в условиях современной социокультурной среды / Под ред. А. А. Северного, Ю. С. Шевченко // Материалы II Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». Минск: Ритм, 2003. – С. 100-101. – Текст: непосредственный.
10. Губина, Е.Г. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников / Е.Г. Губина // Университет XXI века: Научное измерение: Материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2010. – С. 239-241. – Текст: непосредственный.
11. Зебзеева В.А. Педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников // Современные проблемы науки и образования [Текст] / В.А.Зебзеева – 2015. – № 2-1. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17141 (дата обращения: 10.12.2022). – Текст: непосредственный.
12. Кокуева, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в детском саду: методическое пособие. – М.: Педагогическая литература, 2011. – 112 с. – Текст: непосредственный.
13. Колесова, Н.А
Инструкция: Педагог задает ребенку вопросы и фиксирует его ответы, на основании которых определяет уровень знаний ребенком норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими:
Процесс выполнения: Ребенок отвечает на вопросы педагога.
Критерии оценивания:
Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.
Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.
Низкий уровень (1 балл) – не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».
III. Деятельностный и оценочны