Теоретические аспекты проблемы развития милосердия у младших школьников во внеурочной деятельности
Введение
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России указано, что «важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [18].
Одной из задач духовно-нравственного воспитания младших школьников является воспитание милосердия, сострадания, сочувствия к людям. Милосердие как социально значимое качество формируется в целенаправленном педагогическом процессе.
Милосердие, по мнению В.Н. Куницыной, ‒ это такая направленность личности, которая проявляется в виде помощи, часто анонимной, и может ограничиться словесной поддержкой или словесным переживанием. Милосердно направленная личность характеризуется высокой потребностью в доверительных дружеских отношениях, высоким уровнем оптимизма и эмпатии. Социализация милосердной направленнос
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МИЛОСЕРДИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Отражение проблемы развития милосердия в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Возрастные особенности младших школьников в процессе формированию нравственных качеств 12
1.3 Возможности внеурочной деятельности в процессе развития нравственных качеств 18
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МИЛОСЕРДИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 Диагностика уровня сформированности понятия «милосердие» у младших школьников 25
2.2 Анализ результатов исследования 29
2.3 Программа внеурочной деятельности «Уроки милосердия» 33
Выводы по 2 главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Апресян, Р. Г. Этика: учебник / Р.Г. Апресян. — М.: Кнорус, 2017. — 356 с.
2. Бабаян, А. В. И. А. Сикорский о нравственном воспитании [Текст] / А. В. Бабаян // Педагогика. ‒ 2004. - № 10. - С. 66-74
3. Божович, Л.И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе /Л.И. Божович. - М.: Владос, 2000. ―184 с.
4. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова // Вопросы психологии. ‒ 1975. -№1 С. 18-26.
5. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В Бондаревская, Г. А Берлиус// Педагогика. ‒ 1996. - № 5. ‒С. 72-80.
6. Боришевский, М.И. О саморегуляции поведения подростков в процессе учебной деятельности/ М. И. Боришевский, С. Д. Самоненко // Вопросы психологии. – 1977. – №3. – С. 57-64.
7. Валеева, Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в Европейской педагогике [Текст] / Р.А. Валеева, - Казань: Казанский пед. университет, 1997. ‒ 172 с.
8. Волков, Б. С. Детская психология: от рождения до школы / Б. С. Волков. ‒ М.: Владос, 2000. ‒360 с.
9. Голодок, О.С. Концептуальные основы российской модели благотворительной деятельности: Автореф. дисс. канд. экон. наук. / О.С. Голодок. — СПб.: СПбГУЭФ, 2003. - 20 с.
10. Готсдинер А.А. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества/ сост. А.А. Готсдинер. – Л.: Музыка, 1981. – 104 с
11. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010, ‒ с. 5-6.
12. Давыдов, В.В. Основы современной психологии детей младшего школьного возраста: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / В. В. Давыдов, А. К. Маркова. – М.: Педагогика, 1978. – С. 180– 205.
13. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. – М.: Дом славянской книги, 2011. - 735 с.
14. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности. / О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение, 1977. - 376 с.
15. Енькова Л.П. Организация практической
Программа предусматривает приобщение младших школьников к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать: формирование у них гражданской идентичности и обеспечивать: формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую, и региональную специфику, формирование у обучающегося активной деятельной позиции.
Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательно