Формирование словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)
Введение
Актуальностью данной темы является то, что в последнее время возрастает число детей дошкольного возраста с различными речевыми патологиями.
При общем недоразвитии речи наблюдается нарушение всех компонентов языковой системы, в том числе формирование словообразовательных операций. В психологических, лингвистических и психолингвистических исследованиях в последнее время отводят значимую роль усвоению процессов словоизменения и словообразования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полноценного освоения этих процессов зависит не только состояние лексико-грамматической системы языка, но так же развитие языкового умения и речевой коммуникации в целом.
Проблемой словообразования детей с общим недоразвитием речи занимались многие исследователи в области логопедии (Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Н.В. Серебрякова, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Они обратили внимание на трудности словообразования у детей с ОНР
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Словообразование: понятие, характеристика…………...…………………7
1.2 Развитие процессом словообразования в онтогенезе ………………........10
1.3 Формирование системы словообразования у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи ………………………………………………….…15
1.4 Современные методы коррекционной работы по развитию словообразования у детей с общим недоразвитием речи……………………..20
Вывод по I главе…………………………………………………………………54
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
2.1. Характеристика дошкольников экспериментальной группы…………….28
2.2. Методика констатирующего эксперимента ………………………………30
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………35
Вывод по II главе………………………………………………………………...40
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
3.1. Принципы и направления работы по развитию словообразовательных умений у детей с общим недоразвитием речи…………………………………43
3.2. Система упражнений по формированию навыков словообразования у дошкольников с ОНР …………………………………………………………...46
Вывод по II главе………………………………………………………………...48
Заключение………………………………………………………………………50
Приложения……………………………………………………………………...58
Не найдено
Свoеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формальнo-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень невелико. У детей с ОНР часто наблюдается образование неологизмов. Они заимствуют из речи окружающих производные слова в целом и не создают их по правилам словообразования, а воспроизводят на основе общего звукового образа, часто в искаженном виде, что обусловлено недостаточностью фонематического восприятия и анализа. Словообразование оказывает значительное влияние на становление языковой компетенции и речевой коммуникации ребенка в целом. Словарный запас русского языка непрерывно п