Формирование самостоятельности у учащихся младших классов
Введение
Актуальность исследования. В нашем обществе на данный момент нужны образованные, предприимчивые, инициативные люди, которые могут и не боятся самостоятельно принимать ответственные решения. Личности прогнозирующие возможные последствия. Люди, которые способны к сотрудничеству. Для решения этих задач очень важна общеобразовательная школа, которая формирует ценностную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также дает опыт для самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.Формирование самостоятельности начинается уже в дошкольном возрасте, а продолжает развиваться в младшем школьном. И способствует этому, конечно, школа. Она активизирует самостоятельность школьников в разных видах деятельности, что является одной из актуальных проблем в современной педагогической теории и практике.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое основы формирования самостоятельности младших школьников
1 Психолого-педагогическая характеристика понятия «самостоятельность»
2 Условия формирования самостоятельности младших школьников
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития самостоятельности у младших школьников
1 Методы и методика исследования уровня сформированности самостоятельности у младших школьников
2 Результаты исследования уровня сформированности самостоятельности у младших школьников
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А. Результаты исследования самостоятельности младших школьников (общая выборка)
Приложение Б. Комплекс занятий, направленных на развитие самостоятельности у младших школьников
Список используемой литературы
Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности // VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. – М., 2000. – С. 4-7.
Балясникова Л.В. Самостоятельность как фактор самореализации младшего школьника: автореферат дис. ... кандидата психологических наук – М., 2013. – 26 с.
Васильева В.С. Самостоятельность младших школьников и пути ее развития // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. – 2021. – С. 31-33.
Вахтеров В.П. Предметный метод обучения. – М.: т-во И.Д. Сытина, 1907. – 345 с.
Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. – Тифлис: Гос. изд-во С.С.Р.Г., 1919. – 139 с.
Гаврилычева Г. Воспитание самостоятельности // Воспитание школьников. – 2020. – № 6. – С. 33-38.
Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М.: Рос. пед. агентство, 1998. – 271 с.
Гоноболин Ф.Н. Психология. – М.: Просвещение, 1973. – 682 с.
Ивошина Т.Г., Шварева Л.В. Формирование учебной самостоятельности школьников. История проблемы // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2021. – № 24. – С. 945-946
Исаева М.М. Педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников в учебной деятельности: Дисс. канд. пед. наук – Махачкала, 2009. – 290 с.
Калинина Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практическое пособие / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2008. – 77 с.
Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание – М.: Прогресс, 1990. – 367 с.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. Образования – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 234 с.
Как же сформировать самостоятельность? Она не будет ограничиваться одной узкой сферой взаимодействия ученика и учителя: в процессе обучения, в процессе отдыха детей или во взаимоотношениях детей и родителей. На формирование самостоятельности влияют очень много сфер социального бытия младшего школьника.Педагог не должен выстраивать общение с ребенком с позиции доминирования. Он может предложить ученику позицию равного, стараясь совместно с ним принимать решения, равноправно нести ответственность за свои сегменты деятельности.Общение со сверстниками укрепляет чувство самостоятельности, независимости. При этом проявлять самостоятельность и инициативность ребенок может безбоязненно лишь в такой обстановке, где его внимательно слушают, обсуждают его предложения, отвечают на вопросы, где признается право на ошибку и ее исправление.Следует подчеркнуть, что в воспитании самостоятельности существенную роль, с одной стороны, играют такие факторы, как объем знаний, умений, навыков, а, с другой, – факторы эмоционально-волевой сферы. Это: интерес к деятельности, желание ею заниматься, довести начатое дело до конца, правильно оценить свои возможности. Здесь важно сочетание внешних факторов и внутреннего состояния конкретного ребенка.Для того, чтобы процесс формирования самостоятельности был максимально эффективным, необходимо соблюдать некоторые условия.Так, известно, что лучше всего формирование самостоятельности происходит в творческой деятельности. Чтобы осуществить творческую деятельность, нужно самостоятельно добыть информацию и правильно ею воспользоваться [14, с. 55].