Развитие математической грамотности с применением дистанционных технологий
ВВЕДЕНИЕ
В последние несколько лет по всему миру проводятся тестирования, направленные на определения уровня грамотности в математической и других областях. Данные исследования на территории России проводит PISA. По данным последнего мониторинга PISA Россия находится на 32 месте, что говорит о том, что уровень знаний российских школьников ниже среднего. В связи с этим Президентом РФ от 7 мая 2018 года издан указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», где перед Правительством Российской Федерации поставлена задача подготовить проект, основная цель которого улучшить качество образования, и как следствие попасть в 10-ку стран наилучшими показателями качества образования к 2024 году. В целях обеспечения реализации программы основного общего образования для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ, КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
1 Математическая грамотность: понятие и структура
2 Методы и технологии формирования математической грамотности
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1 Сущность дистанционного обучения
2 Особенности формирования математической грамотности в условиях дистанционного обучения
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
1 Методические рекомендации к проведению и разработке урока с применением технологий дистанционного обучения
2 Дидактический материал по использованию технологий дистанционного обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4 Т.1 (61) 2019 http://ozp.instrao.ru/images/a_4.1.61.2019_rus-min.pdf .
Результаты международного исследования PISA 2015 (краткий отчет на русском языке). Публикации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_pub.html (дата обращения: 20.02.2018).
Боброва И. Дистанционное образование / Инна Боброва. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2022. - 162 c.
Бушина, Л.С. Возможности использования образовательного ресурса ЯКласс в средней школе / Л.С. Бушина. - Текст: электронный // Образование. Наука. Карьера : сборник научных статей 2-й Междунар. науч.-метод. конф. Курск, 22 янв. 2019г. - Курск, 2019. - С. 29-32. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36934208.
Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения : учебное пособие для вузов /М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова ; под общей редакцией М. Е. Вайндорф-Сысоевой. - Москва :Юрайт, 2018. - 194 с. - (Высшее образование). - Текст : электронный // ЭБС Юрайт : сайт. - URL: https://urait.ru/bcode/413604. (дата обращения: 01.04.2020).
Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.
Волкова, В. А. Организация дистанционного обучения в условиях обновления образования в Санкт-Петербурге / В. А. Волкова. - Текст: электронный// Социальная сеть работников образования «Наша сеть» nsportal.ru. – URL : https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/11/11/ organizatsiya-distantsionnogo-obucheniya-v-usloviyah-obnovleniya.
Отдельно выделим методы ДО. Методы «средового» обучения – это совокупность совместных действий преподавателя и обучаемых по организации обмена учебной информации и управлению ее восприятием, пониманием, запоминанием и правильным применением с помощью средств ДОТ, входящих (включаемых самим обучающимся) в состав конкретной информационной образовательной среды (Personal Learning Environments - PLE, Personal Teaching Environment - PTE). Согласно Стариченко Б. Е., образовательные среды PLE, PTE определяют следующим образом: личная учебная среда студента PLE - созданный им в виртуальном пространстве, поддерживаемый и развиваемый собственный информационный ресурс учебного назначения (личная страница в социальной сети, блог, твиттер или сайт); персональная среда обучения PTE – созданная, размещенная и поддерживаемая самим преподавателем в виртуальном пространстве совокупность компонентов образовательного процесса (содержание, формы, методы и средства обучения, средства коммуникации), обеспечивающая индивидуальную и совместную учебную деятельность студентов в процессе освоения дисциплины [37]. В PTE реализуется идея построения тематического сетевого сообщества, что обладает мотивационной (помимо содержательной) привлекательностью для современной молодежи [44].Методы «виртуального» обучения – индивидуально-ориентированные методы обучения, построенные на учете особенностей содержательного наполнения персональной образовательной среды студентов, а также уровня сформированности умений применения методов на практике. Диапазон методов, используемых студентами в этой среде в сочетании с персональными средами субъектов образовательного процесса и другими средами в глобальном информационно-коммуникационном пространстве.Проведем классификацию средств ДОТ по нескольким основаниям.