Определение направления психолого-педагогического сопровождения и реализация формирования графомоторных навыков дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы воспитания, обучения и развития дошкольников с задержкой речевого развития, остаются актуальными в современном обществе. В нынешнее время наблюдается существенная негативная тенденция роста числа детей данной категории, что во многом обусловлено как неблагоприятной ситуацией в микросреде развития ребенка с задержкой психического развития, так и внешними причинами, связанными с необходимостью разработки новых методик коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Всё это может привести к трудностям с обучением в школе: таким детям сложно держать карандаш, у них снижен или повышен мышечный тонус рук, что приводит к сложностям в развитии графических навыков. Детям с тяжелыми нарушениями речи сложно осваивать процессы письма, т.к. это связано с незрелостью уровня активации нервной системы – слабой способностью нервных клеток выдерживать концентрированное возбуждение и торможение на длительный или короткий период. У этой группы детей очень важно развив
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………..8
1.1. Современное состояние проблемы изучения развития графомоторных навыков в психолого-педагогических исследованиях…………………………8
1.2. Особенности графомоторных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи………………………………………………….……………11
1.3. Методические аспекты формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………….22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ГРАФОМОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ…………………………………………….24
2.1. Изучение уровней сформированности графомоторных навыков у старших дошкольников………………………………………………………….24
2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по коррекции графомоторных навыков детей с использованием игровых приемов……….36
2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной коррекционной работы по формированию графомоторных навыков………………………….40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………….45
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………46
3.1. Психолого-педагогические, практические рекомендации воспитателям детского сада……………………………………………………………………..46
3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям детей логопедической группы…………………………………………………………48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3……………………………………………………….51
ЗAКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..……………………….52
СПИСОК ЛИТЕРAТУРЫ…………………………………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..…59
СПИСОК ЛИТЕРAТУРЫ
Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 354 с.
Ахметова, Г. Понятие и сущность логического мышления в психологии и педагогике / Г. Ахметова, М. Е. Бекболганова, А. Мухаева// Евразийский союз ученых. – 2016. – № 1-3. – С. 9-11.
Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. – М.:Эксмо, 2017. – 464 с.
Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер. – М. : Просвещение, 1987. –202 с.
Дмитриева, Е. Е. Психолого-педагогические проблемы инклюзивного образования старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Е. Е. Дмитриева // Приволжский научный журнал. – 2017. – № 4. – С. 255-258.
Глуханюк, Н. С. Общая психология : учебное пособие / Н. С. Глуханюк. – М.: Академия, 2017. – 272 c.
Дети с задержкой психического развития / под ред. В. И. Лубовского [и др.]. – М., 2015.
Дмитриева, Е. Е. Психолого-педагогические проблемы инклюзивного образования старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Е. Е. Дмитриева // Приволжский научный журнал. – 2017. – № 4. – С. 255-258. 11. Дурова, Н. В. Обучение дошкольников грамоте / Н. В. Дурова. – М. : Школьная Пресса, 2016. – 216 с. 54
Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. стребелева – М. : Просвещение, 2015. – 272 с.
Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей : методическое пособие / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. – М. : Просвещение, 2015. – 206 с.
Журова, Л. Е. Обучение грамоте детей в детском саду / Л. Е. Журова. – М. : Академия, 2015. – 118 с.
Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет : пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 1 : Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации /
Трудности в письме связаны прежде всего не с самим написанием букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений для развития мелкой моторики. Можно предложить ребёнку копировать понравившиеся рисунки (сюжетные картинки, различные орнаменты) на прозрачную бумагу или через копировальную бумагу. Особенно полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребёнка к написанию прописных букв.
При формировании графомоторных навыков целесообразно соблюдать определённую последовательность совершенствования разного рода движений. Переходить к последнему этапу подготовки к письму -освоению написания элементов письменных букв -до школы не рекомендуется, так как дошкольник обладает низкой способностью к произвольной регуляции движений, у него не закончено окостенение фаланг пальцев, не сформир