Уровень усвоения орфографического материала умственно отсталыми младшими школьниками
ВВЕДЕНИЕ
Изучение русского языка в специальной коррекционной школе имеет практическую направленность. Главной задачей, скрепляющей все остальные направления работы, является развитие речи учащихся. Однако и формирование орфографической грамотности обучающихся является одной из центральных задач обучения русскому языку. Грамотность письма определяет общую культуру человека, а, следовательно, способствует лучшей социализации выпускников коррекционной школы. Также орфографическая работа при правильной методической организации имеет коррекционно-развивающий характер, как в плане развития речи, так и мышления.
Изучением проблемы формирования орфографических навыков школьников с умственной отсталостью занимались А. К. Аксёнова, И. М. Бгажнокова, М. Ф. Гнездилов, С. Ю. Ильина и др. [1;12; 22].
Изучению методов формирования орфографической зоркости школьников с умственной отсталостью посвящены труды П. С. Жедек, В. Ф. Иванова, М. Р. Львова, М. С. Селезнёва и др. [14; 19; 20; 25; 39].
О
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОВЛОДЕНИЯ МЛАДШИМИ УМСТЕВЕННО ОТСТАЛЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ ОРФОГРАФИЕЙ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ В КОРРЕКЦИОНННОЙ ШКОЛЕ 7
1.1. Орфография русского языка 7
1.2. Психологическая характеристика овладения орфографией младшими школьникми……………………………………….................................11
1.3. Особенности усвоения грамматики и правописания умственно отсталыми школьниками 15
ГЛАВА 2. УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 19
2.1. Методика констатирующий эксперимент 19
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
2.3. Методические рекомендации по усвоению орфографического материала у умственно отсталых младших школьников………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
ЛИТЕРАТУРА 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку во вспомога-тельной школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. ин – тов / А. К. Аксенова. –М.: Просвещение, 1994. – 272с.
2. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков / Н. Н. Алгазина. –М.: – 1987.
3. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе / М. Т. Баранов. М., 2000. – 368 с.
4. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский.2-е изд. перераб. и доп. М.: 2006. – 299 с.
5. Вавина, Л. С. Обучение русскому языку учащихся вспомогательной школы / Л. С. Вавина. –Киев: Рад. Школа, 1986. – 124 с.
6. Василевская, В. Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы / В. Я. Василевская. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. – 120 с.
7. Воронкова, В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / В. В. Воронкова. – М.: Школа Пресс, 1994. –74 с.
8. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. / Под.ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа – Пресс, 1994. – 416 с.
9. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. М.: Просвещение, 1985. – 124 с.
10. Гвоздев, А. Н. Основы русской орфографии / А.Н. Гвоздев. М.: 2007. –288 с.
11. Граник, Г. Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. –М.: Просвещение, 2001. – 222 с.
12. Гнездилов, М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М.Ф. Гнездилов. – Москва: Наука, 2015. – 272 с.
13. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. Певзнер М. С. М.: Изд – во АПН РСФСР, 1978. – 278с.
14. Жедек, П. С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М. С. Соловейчик. –М.: Просвещение,1992 – 306с.
15. Жуйков, С.Ф. Формирование орфографических действий. / С. Ф. Жуйков – М.: Просвещение, 2015. – 354 с.
16. Зданкевич, В. Г. Не всегда пишется то. Что слышится / В. Г. Зданкевич // Русская речь,2003. – № 6.
17. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А. Г. Зикеев. – М.: «Академия», 2000. – 200 с.
18. Ибрагимова, А. И. Развитие
У умственно отсталых школьников нарушены операции абстракции и обобщения, сравнения языковых фактов, нахождения в них сходного и различного. Развитие неречевых процессов у детей с нарушением интеллекта также имеет свои особенности: неустойчивость внимания, недостатки памяти, неспособность к запоминанию и актуализации имеющихся знаний, низкий уровень самоконтроля, снижение мотивации к учебной деятельности. Таким образом, выявляется низкий уровень логического мышления и сформированности психофизиологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
У данной категории детей недостатки фонематического слуха сочетаются с замедленным темпом развития артикуляции, следовательно, наблюдаются: а) нарушения фонематической и грамматической стороны речи; б) бедность словарного запаса, неправильное понимание слов, неточное их использование; в) патологический разрыв между активным и пассивным словарем.
Обучающиеся пользуются преимущественно простыми