Процесс профессионального самоопределения в юношеском возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Старший школьный возраст — это появление собственных взглядов на жизнь, новых отношений и интересов, поисков самоопределения. На этом этапе у юношей и девушек начинает активно проявляться самостоятельность. Они всерьез начинают задумываться о будущем, примерять на себя определенную сферу деятельности (профессию), анализируют, какая сфера деятельности им ближе, к чему лежит душа, или же, что на их взгляд престижнее. Если в подростковом возрасте проявляется самостоятельность в делах и поступках, то старшеклассники предпочитают прислушиваться к опыту старшего поколения, или же разделяют и делятся мнениями с ровесниками.
Проблема исследования заключается в том, что к сожалению, в старшем школьном возрасте довольно трудно определиться с выбором подходящей профессии. Анализ практики общеобразовательных учреждений показывает, что юноши и девушки испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии из-за незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных рыночных условиях. Профессии, которые выбирают молодые люди, могут не в полной мере отражать их личностные качества, или же они могут не соответствовать потребностям современного рынка труда. Чтобы решить данную проблему, необходимо искать новые подходы к организации профессиональной ориентации учащихся с учетом тех изменений, которые произошли в образовательной системе. Это появление новых видов образовательных
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СОВРЕМЕННЫМИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ 7
1.1. Сущность понятия профессиональное самоопределение в современных психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Специфика профессионального самоопределения в юношеском возрасте 11
1.3. Потенциал комплекса методов в профессиональном самоопределении в юношеском возрасте 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 20
ГЛАВА2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. 21
2.1. Изучение уровней профессионального самоопределения 21
2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по профессиональному самоопределению в юношеском возрасте 24
2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы по профессиональному самоопределению в юношеском возрасте 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 37
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 38
3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам-психологам (социальным педагогам, учителям, воспитателям, педагогам) 38
3.2.Психолого-педагогические рекомендации родителям (законным представителям) 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арендачук И. В. Проблема выбора профессии современными старшеклассниками // Профессиональная ориентация. -2017. - №1. - с.15-23.
2. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. - URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 18.12.2022)
3. Андриенко О. А. К вопросу о профессиональном самоопределении старшеклассников с разным уровнем самооценки //[Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-professionalnom-samoopredelenii-starsheklassnikov-s-raznym-urovnem-samootsenki (дата обращения: 18.12.2022)
4. Алтенова Г. С. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников / Г. С. Алтенова, Т. Ю. Тодышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 868-871. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23779/ (дата обращения: 18.12.2022)
5. Бучарская О. А., Невольниченко Н.А. Исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте // Молодой ученый. -2019 - № 12 (250). — С. 254-257. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57452 (дата обращения: 18.12.2022)
6. Володина Ю. А. Психология профессионального самоопределения подростков и юношей : учебное пособие / Ю. А. Володина. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа- 2022. – 200 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=621519 (дата обращения: 18.12.2022)
7. Волкова О. А. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников // Молодой ученый. - 2020. - № 3 (293). - с. 407-408. URL: https://moluch.ru/archive/293/66406/ (дата обращения: 18.12.2022)
8. Горбачева С. М. Профессиональная ориентация учащихся. // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 778-781. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22874/ (дата обращения: 18.12.2022)
9. Дифференциально диагностический опросник по Климову [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/05/11/differentsialno-diagnosticheskiy-oprosnik-ddo-eaklimov
10. Джумалиева Д. М. Профессиональное самоопределение старшеклассника // Наука, образование и культура. - 2016. - №5(8). - с. 67-69.
11. Едиханова Г. Г. Профессиональное самоопределение как условие успешной реабилитации обучающихся с ОВЗ / Г. Г. Едиханова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 127-130. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1634/ (дата обращения: 18.12.2022).
12. Журкина А. Я. Сергушин Е.Г., Сергушина О.В. Теоретические аспекты формирования профессионального самоопределения учащихся образовательных организаций // Интеграция образования. - 2016. - Т. 20. - №1(82). - с.29-36.
13. Зеленкина Т.Д., Пряжникова Е.Ю., Сергеева М.Г. Родительское содействие в профессиональном самоопределении старшеклассников. - Курск: РФЭИ, 2016. - 232 с.
В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности .
То, насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который старшеклассник собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Существует четкая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязания. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страхом перед решительным шагом.
Профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общ