Организация процесса адаптации ребенка в школе
ВведениеАктуальность исследования. Процесс адаптации-важнейший момент формирования ребенка как субъекта учебной деятельности.
Во-первых, из-за того, что в процессе адаптации к школе ребенок приобретает ориентацию в системе поведения, что на долгое время определяет дальнейшую судьбу его развития:
Во-вторых, в ходе этого процесса формируется студенческий коллектив с определенным уровнем социально-психологической сплоченности. Взаимоотношения в школьном классе являются мощным средством вовлечения личности ребенка в новые социальные функции, культуру, нормы поведения, присущие школе.
Оглавление
Введение 6
Глава 1. Теоретическое исследование подходов различных ученых к проблеме адаптации детей к обучению в начальной школе 9
1.1 Понятие и сущность социально-психологической адаптации к школе 9
1.2 Возрастные особенности младших школьников 12
1.3 Школьная дезадаптация: признаки, причины, последствия 19
1.4. Методы и приемы, используемые в процессе адаптации детей первых классов 26
Выводы по главе 36
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей адаптации детей в школе 37
2.1. Процедура исследования, характеристика выборки, описание методов и методик исследования 37
2.2. Диагностика психологической уровня и особенностей адаптации детей в школе 39
2.3 Программа занятий первых дней обучения первоклассников в школе 48
2.4. Оценка эффективности программы, анализ и рекомендации 55
Выводы по главе 61
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложения 70
Список использованной литературыАдаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол./ Битянова М.Р. - М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997. – 290сАктивные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991. – 98с.
Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М.Александровская // Школа и психическое здоровье учащихся. - М., 1988. -198с.
Александровская, Э. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста / Э.Александровская, И.Куренкова // Журнал прикладной психологии. - 2020. - № 6.- 234с
Безруких, М.М. Ребёнок идёт в школу / М.М.Безруких, С.П.Ефимова. - М.,2000. – 75с.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М. просвещение, 2017. – 43с.
Бирагов B.C. Организационно-педагогические условия эффективной адаптации учащихся к образовательному процессу // Вестник СОГУ. 2009. - №5. – 49 с.
Битянова М.Г. Организация психологической работы в школе. - М., 1997. – 70с.
Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. М, 1998г. ормирование в детском возрасте / Л.И.Божович. - М., 1968. -251с.
Битянова М.Р., Васильева Н.Л., Афанасьева Е.И. Работа психолога в начальной школе. - М., Творческий центр, 2019 г. - 327 с.
Венгер, Л.А. Готов ли Ваш ребёнок к школе? / Л.А.Венгер, А.Л.Венгер. - М., 1994. – 143с.
Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М., 2021. – 187с.
Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению // Дошкольное воспитание, 2018 г. - № 4. – 321с.
Возрастные особенности учащихся и их учёт в организации учебно-воспитательного процесса / под ред. В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина. - М., 1980.
Выготский Л. С. Детская психология // Собр. соч.: в 6 т., т. 4. - М.: Педагогика, 1984.- 65с.
Дорожевец, Т.В. Диагностика школьной дезадаптации / Т.В.Дорожевец. - Витебск, 2017. -79с.
Особенно остро дети нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении в кризисные моменты жизни. Первый год учебы в школе требует от ребенка мобилизации всех ресурсов и активизирует проблему его сопровождения сквозь «тернии» образовательного процесса.
В литературе по проблеме сопровождения ребенка в период адаптации в качестве ее основного критерия принято рассматривать успешность школьника в учебной деятельности.
Однако мы считаем, что работа по организации адаптации первоклассника не ограничивается помощью в овладении учебными навыками. Ведь ребенок, придя в первый класс, вынужден привыкать к непривычным для себя нагрузкам, прежде всего статическим, к новому социальному окружению, правилам и традициям, которые приняты в данной школе, наконец, к системе оценивания его труда.