Игры и игровые технологии при обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи
Введение
Актуальность исследования. Дети с общим недоразвитием речи часто испытывают трудности в обучении грамоте, что может привести к отставанию в учебе и социальной адаптации, от подготовки ребенка в дошкольном периоде зависит то, как он будет учиться в школе. И при обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи является актуальным создание более эффективных и интересных методов обучения для таких детей. Игровые технологии могут помочь им лучше усваивать знания и развивать навыки грамотного чтения и письма.
Несмотря на то, что большинству детей с общим недоразвитием речи до поступления в школу оказывается логопедическая помощь, у них возникают трудности в процессе обучения в общеобразовательном учреждении. Детей с общим недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма.
Содержание:
Введение………………………………………………………………….3-5
Глава 1. Современные проблемы игр и игровых технологий в процессе обучения грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………….6-28
Обучение грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи ……………………………………………...………………………….….6-12
Игры и игровые технологии в дошкольно-образовательном учреждении…………………………………………….………………...…...13-21
Применение игровых технологий при обучении грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи ………………....……………21-28
Глава 2. Логопедическая работа, направленная на обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью игр и игровых технологий………………………………..……29-57
2.1 Определение уровня готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи…………………….…………29-38
2.2 Содержание и характеристика игровых технологий при обучении грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи………..….39-50
2.3 Анализ результатов исследования…………………….………….51-57
Заключение…………………………………………………...……….58-59
Список использованной литературы ……………………...………60-64
Приложение
Список использованной литературы:
Александрова Т. В. Живые звуки или фонетика для дошкольников, С.217Алексеева, М.Н. Методика развития речи и обучения грамоте дошкольников /М.Н. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2000.
Бережнова Л.Р. Современные формы организации обучения дошкольников. Методическое пособие. Мурманск: МОИПКРОиК, 2006 - 64 с.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 182 с.
Бородина Е. В. Использование моделирования и символики при подготовке дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада Биробиджан: Обл. ИУУ, 2005. – С. 68
Веракса Н.Е. Игра - зона ближайшего развития ребенка. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011, № 1.
Волков И.П.Технология творческого развивающего обучения, с. 18
Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2011. – 326 сВыготский, Л.С. Развитие устной речи. Детская речь. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1996. – 179с.
Гасанова, С.С. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. [Текст]/C.C. Гасанова. Формирование предпосылок анализа словесного состава предложения у дошкольников с недоразвитием речи. – М., 2005, С.3Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М., 1961. - 112
Дурова, Н.В. Формирование фонематического слуха детей /Н.В. Дурова. - М., 1996. – С. 245-248
Дьяченко, М.М. Профилактика нарушения чтения и письма на логопедических занятиях по подготовке к школе / М.М. Дьяченко. // Ж. Школьный логопед, №5 (14), 2006., С. 216, С.221Е. В. Бородина «Использование моделирования и символики при подготовке дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада»
Журнал «Дефектология, №1 за 2022г.
Журова Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду. – Издательство: Вентана-Граф, 2014. – 42с.
Журова Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста // Ж. Вопросы психологии, № 3, 2004.
Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру. [42, С. 36-40]
Действенным средством развития взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками является использование игровых технологий. В основе использования игровых технологий заложена позиция, согласно которой не дети созданы для детского сада, а детский сад создан для детей, т.е. педагоги должны учитывать и индивидуально-возрастные и личностные особенности старших дошкольников.
Игровые технологии - это тщательно отобранный игровой материал, который выстраивается в систему игр и совокупность игровых приемов для получения конечного результата, в нашем случае - это развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.