Творческие задания на занятиях окружающего мира как средство развития креативных способностей у младших школьников

Скачать дипломную работу на тему: Творческие задания на занятиях окружающего мира как средство развития креативных способностей у младших школьников. В которой определен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Изучен уровень развития креативных способностей у младших школьников.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.01.2025
Объем файла
299 Кб
Количество страниц
62
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Данная тема является актуальной, так как в наше время существует потребность в нестандартно мыслящих людях. Развитие креативных способностей будет способствовать разностороннему развитию личности и изменение им окружающего мира. Обращение к концепции общего среднего образования подтверждает важность данной проблемы, так как в ней говорится, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие учащегося. Главная задача школы – способствовать умственному развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) начального общего образования направлен на реализацию новой личностно-ориентированной развивающей модели школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых развитие личности школьника, его креативных способностей, интереса к учению. Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, креативных способностей, общеучебных умений, навыков самообразования.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ БАЗЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ…………………………………………………………………………..5
1.1 Проблема развития креативных возможностей младших школьников в психолого-педагогической литературе…………………………………………...5
1.2 Уникальность развития творческого потенциала у младших школьников………………………………………………………………………..16
1.3 Методика использования творческих задач для развития уникальных способностей у младших школьников…………………………………………..23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С ПОМОЩЬЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАНИЙ…………………………………………………………………………37
2.1 Диагностика конечного уровня развития креативных способностей у учеников младших классов……………………………………………………….37
2.2 Развитие уникальных способностей у младших школьников на занятиях окружающего мира посредством творческих заданий…………………………45
2.3 Проверка результатов экспериментальной работы………………………49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………...58
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2016. – 87 с.
Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. – Воронеж: НПО «МОДЕК», 2020. – 416 с.
Андреев, О.А. Тренируйте внимание / О.А.Андреев. – М.: Просвещение, 2017. – 153 с.
Аплетаев, М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения / М.Н. Аплетаев. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2018. – 278 с.
Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения: учеб. -метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2019. – 104 с.
Бабанский, Ю.К. Педагогика/ Ю.К. Бабанский. – М.: Академия, 2022. – 115 с.
Вальвакова, Т.В. Из опыта работы. Развитие творческой активности младших школьников на уроках окружающего мира / Т. В. Вальвакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). – СПб.: СатисЪ, 2018. – С. 122-124.
Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе // Начальная школа. – 2017. - №19.- С. 15 – 20.
Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание / Ф.Н. Гоноболин. – М.: Просвещение, 2022. – 132 с.
Загвязинский, В.И. Педагогика: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова; под ред. В.И. Загвязинского. – М.: Академия, 2017. – 398 с
Зайцева, И.И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И.И. Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя. – 2018. – Пилотный выпуск. – С. 4-6.
Зубкова, Т.Н. Природоведение для всех / Т.Н. Зубкова. – М.: Сфера, 2017. – 217 с.

О творческой активности индивида можно судить: по уровню самостоятельности; по неординарности принимаемых решений; по умению выдвигать альтернативные варианты по конструированию, моделированию и организации своей творческой деятельности в целом или же отдельных ее элементов; по умению отойти от готовых программ, если этого требуют условия и обстоятельства; по стремлению к улучшению и совершенствованию существующего содержания и форм творческой деятельности.Связь творческих способностей и творческой активности прослеживается во многих концепциях формирования способностей (В.А. Крутецкий, В.И. Андреев). В частности, В.И. Андреев пишет, что творческая активность характеризуется повышенной чувствительностью личности к усмотрению противоречий и проблем в определенной сфере творческой деятельности.Мотивы включения в творческую деятельность необходимо формировать не только у учащихся. Если учитель ставит перед собой задачу развития творческих способностей учащихся, то, прежде всего, у него самого должны быть сформированы мотивы собственного включения в организуемую им творческую деятельность учащихся.Для развития у учащихся творческих способностей следует соблюсти определенные условия. Анализ литературных источников показал наличие разных подходов к выделению системы условий, влияющих на развитие способностей у учащихся, а точнее на успешность деятельности учителя по развитию этих способностей. В.В. Богословский, А.А. Степанов выделяют следующие условия успешности такой деятельности учителя. Педагог должен: знать во всех отношениях ребенка (условие составления плана формирования его способностей); обеспечивать творческий характер процесса обучения; сочетать обучение с практикой, с трудом; вести систематически профориентационную работу, с тем чтобы каждый школьник мог свободно выбрать в соответствии со своими склонностями и способностями специальность и начать готовиться к ней уже в школьные годы; формировать активные черты личности, в первую очередь самостоятельность, трудолюбие и организованность, без чего невозможно полная реализация потенциальных сил и способностей индивида и максимальное их развитие в деятельности; сочетать общие требования с индивидуальным подходом к учащимся.Таким образом, в младшем школьном возрасте происходят изменения в познавательной, эмоциональной, мотивационной сферах. Основными психологическими новообразованиями в этом возрасте являются произвольность психических процессов и их интеллектуализация, внутренний план действий, рефлексия. Из выше изложенного следует, что развитие творческих способностей идет в процессе творческой деятельности.