Дифференцированное обучение как средство профилактики неуспеваемости младших школьников

Скачать дипломную работу на тему: Дифференцированное обучение как средство профилактики неуспеваемости младших школьников. В которой определены причины возникновения и особенности проявления неуспеваемости у младших школьников.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.01.2025
Объем файла
505 Кб
Количество страниц
79
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Трудности в учебном процессе, в особенности те, которые возникают в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. В начальном звене осуществляется построение фундамента системы знаний, пополнение которого происходит в процессе дальнейшего обучения; происходит формирование умственных и практических операций, навыков и действий.То есть закладывается некая основа, без которой ученик в процессе дальнейшего обучения будет испытывать трудности, в результате чего в средней школе может «выпасть» из учебного процесса.Под школьными трудностями понимается весь комплекс школьных проблем, возникающие у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе []. Они, как правило, влекут за собой выраженное функциональное напряжение, ухудшение здоровья, нарушение социально-психологической адаптации, а также снижение успеваемости обучения, т.е. неуспеваемости. Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание со стороны, как психологов, так и педагогов М.Н. Данилов [13],  Н.А. Менчинская [30],  М.С. Певзнер [36], А.Н. Леонтьев [24],  А.А. Смирнов [48], Л.С. Славина [47], Ю.К. Бабанский [2].

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………6
1.1. Школьная неуспеваемость младших школьников как педагогическая проблема ………………………………………………………………………….6
1.2. Основные причины и проявления неуспеваемости младших школьников……………………………………………………………………...12
1.3. Возможности дифференцированного обучения в профилактике неуспеваемости младших школьников……………………………………….20
Вывод по главе 1………………………………………………………………..33
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ…………………………………..35
2.1. Определение уровня и причин неуспеваемости младших школьников.35
2.2. Реализация дифференцированного обучения младших школьников для преодоления их неуспеваемости……………………………………………….45
2.3.Анализ результатов экспериментальной работы по преодолению неуспеваемости младших школьников………………………………...………63
Вывод по главе 2………………………………………………...………………70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...….73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………........76
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….........81

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Арямов, И. А. Особенности детского возраста: очерки [Текст] / И. А. Арямов. – М.: Учпедгиз, 1953. – 192 с.
2.Бабанский, Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников [Текст] / Ю.К. Бабанский // Советская педагогика. - 1972. - №1. - С.18.
3.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
4.Борисов, П. П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления [Текст] / Б. Н. Боденко. – Якутск, 1980. – 90 с.
5.Блонский, П. П. Школьная успеваемость [Текст] / П. П. Блонский. – М.: Просвещение, 2006. – 423 с.
6.Блум, Б. С. (1982). Роль дарований и маркеров в развитии таланта. За исключением. Ребенок, 48 лет, 510-522.
7.Бударный, А. А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: автореферат канд. дис. [Текст] / А. А. Бударный. – М.: Просвещение, 2005. – 521 с.
8.Бутузов, И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на совре- менном уроке / И.Д. Бутузов. - М: Просвещение, 2002. – 72 с.
9.Венгер, Л.А., Мухина В.С. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. -- М.: Просвещение, 2013. - 335 с.
10.Выготский, Л. С. Кризис семи лет [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984 – Т. I. – 376 – 385 с.
11.Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоле-ния / А.М. Гельмонт. – М.: Просвещение, 2010. – 380 с.
12.Гуткина Н.И. Инструментальный метод в детской практической психологии. // Вопросы психологии. ? 2003. ? №1.
13.Данилов М. А. Предупреждение неуспеваемости и второгодничества в школе : метод. письмо / Упр. школ, М-во просвещения РСФСР. - М.: 1950. - 91, [2] с. - [Доп.]: Из опыта школ. - С. 54-92.

Следующей причиной школьной неуспеваемости может являться недостаточная сформированность процессов регуляции интеллектуальной деятельности, проявляющаяся в умении анализировать и воспроизводить заданный образец, подчинять свою деятельность поставленной задаче, правилу, инструкции.И, наконец, выявлялась степень развития умения тонко, координированно управлять микромоторикой. Проанализировав результаты диагностики, нами были сконструированы и апробированы комплекс занятий на преодоление причин неуспеваемости. [8]Таким образом, преодоление неуспеваемости  связано с постоянной заботой о полноценной учебной деятельности каждого учащегося, ведь отставания возможны у любого успевающего школьника, даже очень способного. Неуспевающими иногда становятся те дети, познавательные силы которых не находят себе в школе достаточно пищи, те, кому не приходится серьезно работать, преодолевать трудности. Недостаточность умственной нагрузки притупляет любознательность, порождает верхоглядство и зазнайство.Деятельность педагога начальной школы по преодолению неуспеваемости должна быть проникнута духом гуманизма, уважения к личности, веры в ее возможности. Такое отношение требует от учителя высоких моральных качеств, профессиональных знаний, педагогической компетентности. С целью максимального развития каждого школьника целесообразно обозначать и уровень повышенной подготовки. В повышенный уровень вводятся сведения, расширяющие и углубляющие материал базового. Этот уровень, увеличивая объем сведений, делает более всесторонней картину основных научных представлений. Освоение школьниками повышенного уровня способствует осознанному, творческому применению знаний, предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий.