Методика развития связной речи детей дошкольного возраста в художественно-речевой деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий для развития связной речи дошкольников. Этот интерес далеко не случаен, поскольку практические работники – педагоги, методисты – сталкиваются с трудностями, обусловленными недостаточной изученностью этих условий и сложностью самого предмета – онтогенеза речевых способностей дошкольника.Основной вклад в изучение этой проблемы внесли педагоги-исследователи и практики детского сада О. И. Соловьев, Т. А. Маркова, А. Бородич, В. В. Гербова, параллельно с этим исследованием занимались психологи – Л. С. Выготский, В. И. Ядэшко и другие. Основным результатом их исследования является выявление взаимосвязей механизмов.Наличие интеллекта, то есть способности познавать внешний мир с помощью памяти, дарования, воображения, мышления и речи, является наиболее важными различиями между человеком и животным. И интеллект, и речь у человека проявляются в раннем детстве и интенсивно улучшаются в детском саду, начальной школе и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка не только потому, что его тело растет, но и только при непременном условии владения языком этого человека.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Проблема развития связной речи детей в научной литературе……………..6
1.2. Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста.……..............................................................................................................11
1.3. Методы и приемы развития связной речи детей дошкольного возраста в художественно-речевой деятельности……………………………………............17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностика развития связной речи детей дошкольного возраста………...23
2.2. Методика развития связной речи детей дошкольного возраста……………...……………………………………………………................32
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы…………………………......41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...........44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….....46
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….......52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – Москва : Академия, 2021. – 400 с. – Текст : непосредственный.
2. Амонашвили, Ш. А. «Здравствуйте, дети!» : монография / Ш. А. Амонашвили. – Москва : Просвещение, 2018. – 355 с. – Текст : непосредственный.
3. Арушанова, А. Г. Дошкольный возраст : формирование грамматического строя речи / А. Г. Арушанова. – Текст : непосредственный //Дошкольное воспитание. – 2019. – № 9. – С. 78-81.
4. Арушанова, А. Г Задачи и формы организации обучения / А. Г. Арушанова. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2019. – №1. – С.41-44.
5. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : учеб. пособие / А. Г. Арушанова. – Москва : Просвещение, 2019. – 272 с. – Текст : непосредственный.
6. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : метод. пособие / А. К. Бондаренко. – Москва : Лотос, 2019. – 200 с. – Текст : непосредственный.
7. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : учеб. пособие / А. М. Бородич. – Москва : Просвещение, 2019. – 256 с. – Текст : непосредственный.
8. Венгер, Л. А. Дошкольное воспитание : учеб. пособие / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – Москва : Просвещение, 2020. – 336 с. – Текст : непосредственный.
9. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок : монография / под ред. Н. А. Ветлугиной. – Москва : Педагогика, 2020. – 288 с. – Текст : непосредственный.
10. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учебно-методическое пособие / под общ. ред. Т. В. Волосовец. – Москва : НИИ Школьных технологий, 2019. – 224 c. – Текст : непосредственный.
11. Ворошнина, Л. В. Роль учебных мотивов в обучении рассказыванию на основе литературного образца / Л. В. Ворошнина. – Текст : непосредственный // Воспитание личности ребенка. – Пермь, 2019. – С. 55-59.
Руководство – объясните детям, как действовать для достижения определенного результата. Назначьте образовательные, организационные и дисциплинарные занятия.Оценка речи детей – это мотивированная оценка речевой экспрессии ребенка, характеризующая качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна быть не только декларативной, но и образовательной. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Необходимо учитывать индивидуальные особенности и возраст, следить за тем, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке в первую очередь подчеркиваются положительные качества языка, а недостатки языка исправляются с помощью образца и других методических приемов.Вопрос представляет собой устное обращение, требующее ответа. Вопросы разделены на основные и вспомогательные. Наиболее важными могут быть декларативно-репродуктивные) – «Кто? Что? Какие? Какие? Где? Как? Где?» и исследование, требующее установления связей и взаимосвязей между явлениями – «Почему? Чем они похожи?»Вопросы поддержки наводят на размышления и наводят на размышления. Учитель должен овладеть методически правильной формулировкой вопросов. Вы должны быть четкими, целеустремленными и выражать основную идею. Необходимо правильно определить место логического ударения в вопросе, акцентировать внимание детей на слове, которое несет основную смысловую нагрузку. Структура вопроса должна служить образцом вопросительной интонации, чтобы облегчить ребенку ответ. Вопросы используются во всех методиках речевого развития детей: беседы, беседы, дидактические игры, при обучении рассказыванию историй.Таким образом, в художественной и вокальной деятельности дошкольников выделяют три группы методов: визуальный, вербальный и практический. В зависимости от характера речевой деятельности различают репродуктивный и продуктивный методы. В зависимости от задач развития речи: методы словарной работы, методы формирования звуковой культуры речи и т.д. все вышеперечисленные вербальные методы являются прямыми. Косвенные включают в себя: напоминание, воспроизведение, наблюдение, предложение, совет.