Организация проектной деятельности в школьном историческом образовании на уроках истории
Введение
В соответствии с вышесказанным необходимо особо подчеркнуть ценность работы над учебными проектами по отечественной истории, так как они являются комплексным средством развития, обучения и воспитания обучающихся, предполагают создание нового образовательного продукта , формируют вышеуказанные компетенции (источниковедческий анализ, аргументация версий и их анализ на подлинность, применение историографических знаний).
Важность и необходимость систематического использования проектной деятельность на современном этапе образования подчеркивается включением исторического проекта (наряду с историческим эссе) во Всероссийскую олимпиаду школьников. Помимо этого, выполнение индивидуального проекта обязательно в соответствии со ФГОС СОО для выпускника средней общеобразовательной школы. На современном этапе развития школьного исторического образования необходимо выстраивать процесс обучения школьников таким образом, чтобы он был максимально похож на реальную работу исследователя с историческими документами.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы метода проектов
1.Развитие теории проектного обучения в мировой и отечественной педагогике
2. Общая характеристика метода проектов
Глава 2. Методика реализации метода проектов
1. Реализация метода проектов на уроках истории в школе 20-х годов
2. Реализация метода проектов на уроках истории в рамках концепции исторического образования Ю. Л. Троицкого
Глава 3. Методические разработки уроков по главе I. «Россия в эпоху преобразований Петра I». Выполнение исследования (исторического проекта) на уроке-практикуме в 8 классе.
1. Обоснование концепций методических разработок
2.Методическая разработка вводно-мотивационного урока в 8 классе. Глава I. «Россия в эпоху преобразований Петра I».
3.Методическая разработка урока решения частной учебной задачи в 8 классе по теме: «Великая Северная Война 1700–1721».
4.Методическая разработка урока–практикума в 8 классе по теме: «Реформы управления Петра I»
5.Методическая разработка повторительно – обобщающего урока в 8 классе. Глава I. «Россия в эпоху преобразований Петра I».
6. Методическая разработка урока контроля в 8 классе. Глава I. «Россия в эпоху преобразований Петра I».
заключение
Не найдено
Как уже было сказано ранее, в главе I, параграфе 1.1. в 90-е годы в России был накоплен опыт организации проектной деятельности на уроках истории в школе. Одним из интереснейших вариантов применения метода проектов на уроках истории являлась работа учащихся по рабочим тетрадям Ю. Л. Троицкого . Троицкий Юрий Львович создал экспериментальную школу «Диалог» в Новосибирске, свою авторскую технологию педагогического образования апробировал в Новосибирском педуниверситете и реализовал в серии рабочих тетрадей «Шаг за шагом». Они вышли массовым тиражом более 500 тысяч экземпляров и с интересом были встречены педагогическим сообществом.
Основным инструментом изучения истории в школе является учебник, поделенный на главы или темы, состоящие из параграфов. Следовательно, единицей изучения школьного курса истории является параграф, который дает готовое представление о том или ином событии, явлении или процессе, то есть авторы предлагают свое видение исторических событий, сам текст параграфа как правило дополняется источниками, рисунками, картами, вопросами и заданиями. Чаще всего, на практике изучение истории таким образом в школе приводит к пересказу учащимися готового параграфа без понимания сути явлений, без активной учебно-познавательной деятельности.
Троицкий серьезным недостатком современного учебника выдвигает его недоверие к личности учащегося, то есть весь накопленный материал учебника ждет от ученика лишь «согласия» с ним, даже если и предлагается работа с источниками, с иными точками зрения. Содержание учебника не ставит перед учащимся проблему достоверности, несмотря на то что в нем могут содержаться различные теории и гипотезы, ответственны за которые ученые-историки, но не авторы учебника. Если позиция автора учебника не прослеживается, то и диалог с учащимся данный учебник вести не может. Главным преимуществом современного учебника по истории является его соответствие принципам проблемного обучения, то есть «риторической игре в открытие давно открытого» , тем самым вопросы об истинной достоверности, вероятности, предположительности фактов и событий в учебнике по истории отсутствуют. Именно благодаря работе с подлинными текстами изучаемой эпохи, а не готовым параграфом может быть сформулирована проблема исторической достоверности.