Хор в системе общего образования специфика репетиционного процесса, особенности формирования репертуара и концертной деятельности
Введение
Занятия хоровым пением занимают значительное место в художественном образовании детей, оказывают благотворное воздействие на формирование их нравственного и духовного развития. Пение в хоре – это эффективный путь приобщения школьников к активной музыкальной деятельности, накопления интонационно-слухового опыта, развития музыкального мышления в процессе освоения языка музыки.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время активно возрождаются традиции хорового пения в общеобразовательной школе. Мы можем выявить особенности музыкального воспитания в рамках школьного хора, опираясь на собственный педагогический опыт автора работы на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы «Школа №1619 им. М.И. Цветаевой».
Однако часто можно встретить формальный подход к организации, подбору репертуара и системным занятиям хорового коллектива.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………
1.История школьного хорового воспитания в России……………………………………………………………………
2.Организация и процесс работы со школьным хором…………………………………………………………………………
2.1 Создание хорового коллектива…………………………………….
2.2 Процесс прослушивания и набора детей в школьный хор…………….
2.3 Особенности репетиционного процесса……………………………
2.4 Подбор репертуара……………………………………………………
2.5 Концертная деятельность……………………………………………
3. Методическая разработка открытой репетиции со школьным хором на примере среднего хора ГБОУ школы №1619 им. М.И. Цветаевой. ……………………………………………………………..…………..
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………….
Приложения ……………………………………………………………….
Список Литературы:
1. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе. /О.А. Апраксина.- М.: Просвещение , 1983.-224 с.
2. Апраксина, О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе / О.А. Апраксина. – M.; Л.: АПН РСФСР, 1948. – 148 с.
3. Апраксина, О. А., Орлова, Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы занятий с ними // Музыкальное воспитание в школе. — М., 1975. — С.104-113
4. Андреева, Л., Локтев, В. О самодеятельном детском хоре. Методическое пособие // Искусство хорового пения. — М., 1963. — С. 82-111
5. Артынова, Л.А. Страницы истории // Методические записки по вопросам музыкального образования. М.: Музыка, 1966. С. 7 – 40 .
6. Багадуров, В. А. Вокальное воспитание детей / В. А. Багадуров. – М.: АПН РСФСР, 1953. – 96 с.
7. Баренбойм, Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа/ Л.А. Баренбойм. - М.: Советский композитор, 1978. - 376 с.
8.Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
9. Виноградов, К.П. Работа над дикцией в хоре - М.: Музыка, 1967. — 103 с.
10. Гневышева, В. К. Влияние вокальной работы на улучшение интонации у неверно поющих детей // Музыкальное воспитание в школе. — М., 1964. — Вып. 3. — С.26-33
11. Дмитриева, Л.Г., Черноиваненко, Н.М. Методика музыкального воспитания в школе - М.: Академия,1998.- 240 с.
12. Добровольская, Н. Н. Распевание в школьном хоре 1-8 классы-М.: Музыка-1969.- 80 с.
13. Жданова, Т. А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре / Т. А. Жданова. Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, 1978. - Вып. 13. - 267 с.
14. Жарова, Л. М. Начальный этап обучения хорового пению// Художественной самодеятельности. Работа с детским хором. Сборник статей. М.: «Музыка», 1981. – 159 с.
После распевания важно вспомнить пройденный материал на прошлых репетициях. Если на прошлых занятиях были выучены только слова, то их необходимо проговорить еще раз, также возможно опросить отдельно детей, которые плохо запоминают слова, если же была выучена целая песня или несколько ее куплетов, то нужно это повторить. В процессе повторения важно сделать анализ исполнения и на этом простроить свою дальнейшую работу. Самыми распространенными детскими ошибками являются неправильно выученные слова, неправильно заученный ритм и неточное интонирование. Слова и ритм нужно сразу переучивать, так как в дальнейшем эти ошибки будет сложно искоренить из всего коллектива. В работе над интонацией нужно выделить для себя детей, поющих неточно и позаниматься с ними отдельно. Важным фактором будет рассадка детей: неточно интонирующие ребята должны сидеть между детьми с чистой интонацией. Чистый звук с двух сторон будет направлять ребенка в нужную сторону и интонирование, со временем, будет значительно лучше.После повторения пройдённого материала руководитель должен заняться либо разучиванием нового материала, либо исправлением ошибок в пройденном. Рассмотрим вариант хода репетиции при разучивании нового материала. В первую очередь хормейстер знакомит детей с новой песней. Самым верным вариантом будет исполнение этой песни самим хормейстером. Важно исполнить песню сразу со всеми нюансами, фразировкой, штрихами и характером. В младших группах особенно необходимо эмоционально исполнять произведение, так как игра эмоций привлекает детское внимание и развивает в них интерес к песне. После исполнения нужно поговорить с ребятами, узнать их мнение, спросить, о чем была песня, попросить вспомнить действующих персонажей. Если песня подразумевает жизненные события и эмоции, то попросить ребят поделиться своим жизненным опытом. Такой разговор настроит детей на продуктивную работу, ведь они будут знать, о чем поют и захотят прожить музыкально-эмоциональную историю.