Исследование процесса формирование представлений о счете у детей 4-5 лет
ВВЕДЕНИЕ
В современной жизни проблемный обучения детей математике заслуживает глобальное смысл. Прежде всего, данное связано со стремительным развитием математической науки и ее проникновением в различные области знаний. В наши дни, в эпоху компьютерной революционный, распространенная точка видения, выражаемая обещаниями: "Не каждый будет математиком", безнадежно устарела [1,С.25].Значимость определяется нормативными документами. Так в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одна из задач государственной политики провозглашается создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями и склонностями, развития способностей каждого ребенка в различных видах деятельности, в том числе и математической деятельности [23].Еще в 2021 году в своем Послании Федеральному собранию президент РФ Путин Владимир уделил системе образования: «..нужно поощрить молодежь, которая проявила себя в творческих инициативах…» [24].
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЧЕТЕ У ДЕТЕЙ 4 – 5 7
1.1. Познавательное развитие детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Характеристика представлений о счете у детей 4-5 лет 11
1.3. Технологии формирования представлений о счете у детей 4-5 лет 15
Выводы по первой главе 21
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЧЕТЕ У ДЕТЕЙ 4 – 5 22
2.1. Организационные основы опытно – экспериментального исследования формирования представлений о счете у детей 4-5 лет 22
2.2. Результаты сформированности представлений о счете у детей 4-5 лет 25
2.3. Проект педагогической технологии по формированию представлений о счете у детей 4-5 лет. 27
Выводы по второй главе 34
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Волков Б.С. Дошкольная психология: учебное пособие / Б.С.
Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический проект, 2007. - 288 с.
Зайцев, В.В. Математика для дошкольников [Текст] /В.В. Зайцев.- Волгоград: Учитель, 2014.-54с.
Данилова, В. Математическая подготовка в дошкольных учреждениях [Текст] /В. Данилова. - М.: ЮНИТИ, 1998.-215с
Выгодский, М.Я. Справочник по элементарной математике [Текст] /М.Я. Выгодский. – М: ЮНИТИ, 1987. – 396с.
Гейзер, Г.И. История математики в школе [Текст] /Г.И. Гейзер. – М.: Логос, 1989. – 239с.
Михайлова, З. Методы формирования элементарных математический представлений [Текст] / З. Михайлова, Р. Непомнящая // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 2. – С.26-30.
Зеленина, Е.Л. Технология формирования понятия «симметрия» [Текст] /Е.Л. Зеленина // Начальная школа плюс До и После. – 2014.- №7. –С. 16-22.
. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников [Текст] /Т.И. Ерофеева. - М.: Логос, 2009. - 223с.
Герасимова, А.Д. Формирование счетных навыков у дошкольников [Текст]/А.Д. Герасимова // Дошкольное воспитание. –2014. - №2.-С. 13-16.
Математика от трех до шести [Текст] /Сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе.-Спб.: Акцент, 2014.-150с.
Рывкин, А.А. Справочник по математике для дошкольников [Текст] /А.А. Рывкин. – М.: Высшая школа, 2014. – 274с.
Белошистая, А.В. К вопросу о развитии счетных навыков у дошкольников [Текст] /А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2010. -№4.-С. 8-12.
Дьяченко, У. Основные направления работы по программе «Развитие» [Текст] / У. Дьяченко, Н. Варенцова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 2. –С. 4-9.
Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. – М.: Мир энциклопедий, 2015. – 998с
Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности [Текст] / Н. М. Борытко. – Волгоград: Перемена, 2001. – 217 с.
Таким образом, принцип комплексно-тематического планирования обеспечивает единство обучающих, воспитательных, и коррекционно развивающих задач и целей процесса образования дошкольников.С педагогической точки зрения важным условием формирования счетной деятельности у дошкольников является использовать дидактических игр. По мнению М. Н. Перовой, «решения задач, поставленных дидактическими играми математического содержания, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения различных мыслительных операций (обобщения, классификации, сравнения)» [19, с. 4].В процессе формирования счетной деятельности у дошкольников важно использовать алгоритмы в обучении, наглядность, модели. По мнению М. Н. Перовой, «наиболее успешно этот процесс осуществляется в логико-математических играх и наглядных моделях, последовательность действий при этом обозначается стрелкой» [19, с. 10]. При формировании счетной деятельности у дошкольников важно создать развивающую предметно-пространственную среду. Такая среда, согласно Н. К. Смирнова, «должна соответствовать возрастным особенностям детей, создавать условия для поддержания интереса, способствовать творческому самовыражению каждого ребёнка и работоспособности детей, позволять менять виды детской деятельности и выполняемых заданий» [20, с. 37]. Е. И. Щербакова рекомендует сформировать развивающую предметно-пространственную среду таким образом, чтобы «математический материал давал возможность каждому ребёнку действовать самому, обеспечивал математической грамотности и развитие познавательных интересов дошкольников. Необходимо хорошо оборудовать в детском саду дидактический уголок по обучению детей математике и мини-лаборатории, [21, с. 59].