Методика преподавания раздела «Световые явления» учащимся 8 класса СОШ
Введение
В современном обществе требования к овладению учащимися различными компетентностями все более возрастают. Один из важных разделов при обучении физике, вызывающий наибольший интерес, но и значительное количество трудностей является раздел «Световые явления». Между тем методика изучения различных вопросов в этом разделе не разработана в должной мере. В связи с этим нами была сделана попытка разработать один из вопросов данного раздела - «Световые волны» и предложить некоторые методические моменты, которые, в зависимости от принятой технологии учебного процесса, его целей и задач, могут быть использованы преподавателями физики как для изучения темы.Разработка и поиск такого способа изложения темы, который в полной и доступной манере объясняет данную тему в рамках её изучения в основной школе позволяет нам сделать вывод об актуальности исследования и заключает в себе элемент новизны и практической значимости.Цель исследования – разработка методики изучения темы «Световые волны» раздела «Световые явления» в основной школе.
Содержание
Введение
Глава 1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования
1 Состояние учебного процесса по физике в классах общеобразовательного профиля основной школы
2 Дидактические принципы, реализуемые при изучении темы «Световые волны» в курсе основной школы
3 Анализ комплектов по физике для основной школы
Глава 2. Методика изучения темы «Световые волны» в курсе физики основной школы
1 Содержательная модель темы «Световые волны»
2 Физический эксперимент при изучении темы «Световые волны»
3 Система заданий для учащихся при изучении темы «Световые волны»
4 Методика проведения фронтальных лабораторных работ на примере лабораторной работы «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»
5 Оценка учебных достижений учащихся по теме «Световые волны»
Глава 3. Проектная деятельность учащихся при изучении темы «Световые волны»
1 Сущность метода проектов
2 Основные требования к использованию метода проектов при изучении темы «Световые волны» в основной школе
3 Виды проектов, их организация и этапы метода проектов
Заключение
Приложения
Не найдено
Среди разнообразных форм обучения особое место занимают фронтальные лабораторные работы. Фронтальный метод проведения лабораторных занятий имеет ряд весьма важных положительных сторон. Прежде всего, он дает возможность связать лабораторные занятия учащихся с изучаемым курсом, демонстрационные опыты учителя и самостоятельно выполняемые учащимися лабораторные работы. Благодаря фронтальному методу, лабораторные занятия могут быть поставлены как введение к той или иной теме курса, как иллюстрация к объяснению учителя, как повторение и обобщение пройденного материала, как контроль приобретенных знаний и умений. Таким образом, лабораторный эксперимент становится необходимым звеном в процессе обучения, значительно помогающим углубленному усвоению материала.Метод фронтальных лабораторных работ на практике реализуется через различные методические приемы, которые по характеру деятельности учителя и учащихся разделяют на репродуктивные, иллюстративные, частично-поисковые, или эвристические.Репродуктивный прием предусматривает воспроизводящую деятельность учащихся по образцу действий учителя, которому принадлежит основная роль. Он организует и направляет всю работу учащихся: проводит подготовку оборудования, объясняет и показывает способ выполнения работы, дает четкие и ясные задания и пояснения, своевременно оказывает помощь слабым учащимся, обобщает полученные результаты работы, контролирует и оценивает их знания и умения. Репродуктивный прием выполнения лабораторных работ особенно эффективен при отработке экспериментальных умений, так как их формирование требует многократных действий по образцу, а также в тех случаях, когда содержание лабораторных работ носит преимущественно информационный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным или совершенно новым для учащихся. Репродуктивный прием не способствует развитию мышления учащихся. И частое его применение приводит к формализму их знаний и умений. Все это требует применения и других приемов, обеспечивающих активную поисковую деятельность учащихся.