Основы ансамблевой игры в классе гитары ДМШ и ДШИ
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы исполнительская школа игры на гитаре в России развивается достаточно стремительно. Об этом говорит количество ярких выдающихся исполнителей, успехи российских гитаристов на международных и всероссийских конкурсах.
Тем не менее, система музыкального образования по классу гитары требует обновления научной, методической и репертуарной базы. Особенно это касается работы с ансамблевым музицированием, так как эта область остается менее изученной.
Ансамбль – группа двух и более музыкантов, совместно исполняющих одно музыкальное произведение. Существует несколько видов ансамблей: инструментальный, вокальный, вокально-инструментальный (ВИА), танцевальный. Также есть классификация по количеству участников: дуэт, трио, квартет, квинтет и так далее. По составу: смешанный (состоит из разных инструментов) и однородный (игра на одинаковых инструментах).
Ансамблевое музицирование – неотъемлемая часть обучения игре на музыкальном инструменте. Игра в ансамбле спосо
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ДШИ И ДМШ 6
1.1 АНСАМБЛЕВАЯ ИГРА КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА 8
1.2 ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ НА ГИТАРЕ В АНСАМБЛЕ 11
1.3 ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЫ 16
1.4 ПРИНЦИПЫ ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА ДЛЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ 21
ГЛАВА 2. РАБОТА НАД ОСВОЕНИЕМ АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЫ В КЛАССЕ ГИТАРЫ ДШИ И ДМШ 24
2.1 РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА МЕТРОРИТМА, ТЕМПА И МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ АНСАМБЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ 27
2.2 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕМ В АНСАМБЛЕ ГИТАРИСТОВ 33
2.4 ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ В АНСАМБЛЕВОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Видеозапись мастер-класса Е.Ю.Финкельштейна В рамках VIII Московского международного фестиваля славянской музыки//Youtube,2017 https://www.youtube.com/watch?v=2rGq4GLEj4g
2. Гитман, А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. – М.: Престо, 2006. – 104 с.
3. Готлиб, А. Основы ансамблевой техники. М.: Музыка, 1971.
4. Дункан, Ч. Искусство игры на классической гитаре, Перевод Ивачева П., 1988г, - 120с.
5. Зубченко, О. «Хрестоматия юного гитариста. Репертуар для ансамблей шестиструнных гитар (дуэты, трио), 2007г. 94с.
6. Иванова, Л. «Школа гитариста». 1-2 годы обучения, 2012г, - 64с.
7. Иванов-Крамской, А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. 4. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. – 152 с.
8. Как научиться играть на гитаре./ Сост. В. Кузнецов. – М.: Классика-XXI, 2006, - 200 с.
9. Каркасси, М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. – М.: Кифара, 2002. – 148 с.
10. Каркасси, М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. – М.: Кифара, 2002. – 148 с.
11. Катанский, А. В., Катанский, В. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Учебно-методическое пособие. – И.: Катанский, 2008. – 248 с.
12. Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тезисы III Международной научно-практической конференции. -2008
13. Кузин, Ю.П. Азбука гитариста. Инструментальный период. Под редакцией В. Каленова, 1999, - 80с.
14. Михайленко, Н. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. – К.: «Книга», 2003г, - 248с.
15. Петропавловский, А.А. «Гитара в камерном ансамбле», 2007г,
16. Руднев, С. Сократить время, или как повысить эффективность игры на гитаре, 2015, -112 с.
17. Сор, Ф. Школа игры на гитаре./ Ф. Сор; исправлена и дополнена по степени сложности Н. Костом; общ. ред. Н. А. Ивановой-Крамской; пер. с франц. А. Д. Высоцкого. – Р-н-Д: 2007, - 165 с.
18. Тейлор, Д. Звукоизвлечение на классической гитаре. – Коллективный перевод посет
Знать хорошо свою партию – дело одно. Но совместная игра подразумевает совместную работу над замыслом произведения, его гармоничным звучанием, работой над музыкальными тонкостями.
Следующий этап работы – репетиции. Для более эффективного процесса можно вызывать учеников отрабатывать партии по отдельности. Особенно это касается средних и больших ансамблей. Педагогу важно четко спланировать процесс. В большом коллективе часто есть дети, которые отстают в разучивании партий, поэтому имеет смысл вызывать их отдельно для закрепления материала.
Сводная репетиция в больших ансамблях – это огромная работа, требующая слаженности и ответственности от каждого участника процесса.
Выступление на конкурсах и концертах – то, ради чего и создается ансамбль. Выступая в коллективе, каждый исполнитель ощущает свою значимость в составе ансамбля, ведь у каждого своя мелодическая и гармоническая партия, которая целиком зв