Оценка функционального состояния вестибулярного анализатора студентов педагогического вуза
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Оценке функционального состояния вестибулярного анализатора студентов посвящено множество работ, но большая их часть связана с профильными направлениями, подразумевающими хорошую физическую форму обучающихся. Тем не менее, есть необходимость исследования вестибулярного анализатора и у студентов педагогических ВУЗов. Это объясняется тем, что при работе с детьми, бедующему педагогу необходимо иметь высокую степень развития координационных способностей для успешного проведения различных форм обучения и воспитания, подразумевающих хорошую физическую подготовку студента.
Исходя из исследований, анализированных в работе, становится ясно, что вестибулярный анализатор обычных студентов развит недостаточно, что так же свидетельствует о необходимости его исследования и тренировки.
Цель работы: изучение функционального состояния вестибулярного анализатора
Задачи исследования:
изучить функциональное состояние вестибулярного анализатора студентов
выявить ве
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Литературный обзор
1.1. Особенности строения и функционирования вестибулярного анализатора
1.2. Роль вестибулярного анализатора в жизни человека
и тренировка вестибулярного аппарата с помощью физических упражнений
1.3. Состояние вестибулярного анализатора учащееся молодёжи по материалам исследований
Глава 2. Объект и методы исследования
2.1. Характеристика объекта исследования
2.2. Характеристика методов исследования
Глава 3. Результаты собственных исследований
3.1. Признаки вестибулярной дисфункции у студентов
3.2. Вегетативные изменения при раздражении вестибулярного анализатора
3.3. Изучение вестибулярной сенсорной системы в школьном курсе биологии (раздел Человек и его здоровье)
3.4. Сборник методик для организации научно-исследовательской работы со школьниками по изучению особенностей функционирования вестибулярного анализатора
Выводы
Заключение
Литература
Литература
1. Вестибулярный анализатор. Механизмы поддержания равновесия. Мышечный тонус. Лекция для студентов стоматологического факультета [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ivgma.ru/attachments/48790
2. Возрастная физиология и психофизиология: практикум / сост. В64 С. Г. Махнева [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 112 с. ISBN 978-5-8050-0418-7
3. Возрастная физиология и психофизиология: практикум / сост. В64 С. Г. Махнева [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 112 с
4. Дивиченко, И.В. Физиология человека[Текст]: учебное пособие / И. В. Дивиченко, О. А. Рыбка // Белгород: Изд-во БГТУ, 2008. – С. 66 – 71.
5. Долина, И. В. Д64 Методы исследования вестибулярного аппарата: учеб. -метод. пособие / И. В. Долина, А. Р. Сакович. – Минск: БГМУ, 2015. – 23 с.
6. Исследование спонтанных вестибулярных реакций[Электронный ресурс ] Режим доступа: https://medbe.ru/materials/ukho/issledovanie-spontannykh-vestibulyarnykh-reaktsiy/
7. Лабораторный практикум по учебной дисциплине "Физиология": практикум для студентов учреждений высшего образования / В. П. Логвин
8. Особенности строения и функции вестибулярного аппарата [Электронный ресурс] Режим доступа: [https://meduniver.com/Medical/Neurology/1780.html MedUniver
9. Ткаченко Б.И. Нормальная физиология [Текст]: учебное пособие / Б.И. Ткаченко. – М.: Медицина, 2005 - С. 743 – 747.
10. Физиология человека [Текст]: учебное пособие / под ред. Р.Шмидта, Г.Тевс. – 3-е изд. – М.: Мир, 2005. – С.277-283
11. Курашвили А. Е. и Бабияк В. И. Физиологические функции вестибулярной системы, Л., 19 75, библиогр.;
12. С.В. Морякина, В.А. АнзоровУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ к лабораторным занятиям по дисциплине «ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ»
13. https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-funktsii-ravnovesiya-u-studentov-vysshih-uchebnyh-zavedeniy-vodnogo-transporta-v-praktike-uchebnogo-protsessa
14. https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-funktsionalnogo-sostoyaniya-vestibulyarnogo-analizatora-studentov-pedagogicheskogo-vuza
15. https://elibrary.ru/item.asp?id=49747237
16. Черапкина, Л. П. Избранные лекции по физиологии человека (нервная и сенсорные системы) : учебное пособие / Л. П. Черапкина, И. Г. Таламова. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2013. – 112 с.
17. Агаджанян Н.А. А23 Нормальная физиология: Учебник / Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ООО «Издательство «Медицин
Вестибулосенсорные (корковые) реакции возникают при относительно большой интенсивности раздражений и выражаются чувством головокружения, разнообразными иллюзорными ощущениями собственного пространственного положения или окружающих предметов относительно друг друга. (Кузнецов, 2015)
Вегетативные реакции — это комплекс разнообразных вегетативных рефлексов, осуществляемых за счёт связей вестибулярных ядер с вегетативными центрами гипоталамуса и ствола мозга. В обычных условиях эти реакции участвуют в регуляции обменных процессов в мышцах. Могут возникнуть патологические реакции (тошнота, рвота, саливация, потливость, тахи- или брадикардия). Например, кинетозы — морская болезнь, воздушная. (Агаджанян, 2012)
Вестибулярная устойчивость – способность преодолевать воздействия на вестибулярную сенсорную систему. Вестибулярная устойчивость у разных людей неодинакова. Чем меньше выражены вестибулярные рефлексы, тем выше функциональная устойчивость. Отсутствие раздражителей вестибулярной сенсорной системы также отрицательно влияет на организм. Например, при полётах в космосе вследствие отсутствия силы земного притяжения вестибулярный аппарат не раздражается. В результате в условиях невесомости возникает утрата представления о направлении гравитационной вертикали и пространственном положении тела. Сначала нарушается анализ положения тела в пространстве из-за невозможности ориентации на гравитационную вертикаль в результате изменения импульсаций оттолитового (и ампулярного) аппарата. Нарушается взаимодействие между зрительным и вестибулярным