Особенности организации и реализации технологии КТД (коллективного творческого дела) в образовательных организациях
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Обучение и воспитание являются элементами, которые тесно взаимосвязаны между собой. Школа представляет собой важный этап в жизни человека, поскольку происходят изменения в его социальном положении, повышается потребность в самоутверждении, школьник все больше и больше взаимодействует с окружающим миром.Ребенок приходит в школу, уже обладая каким-то жизненным опытом, однако развитие личности – длительный процесс, который происходит на протяжении всей жизни. Именно школа привносит значительный вклад в данный процесс. В этот период особенным значением наделяется правильная воспитательная работа по формированию личности обучающегося.Особую роль в формировании школьников играет классный коллектив. Именно он представляет собой основную социальную среду, в которой воспитываются способности личности. Для того чтобы организовать определенный образ жизнедеятельности классного коллектива, необходимо подходить к процессу творчески.В своей воспитательной работе учителя могут применять различные методы, приемы и способы. Значимую роль в организации и развитии школьного коллектива играют коллективно-творческие технологии (КТД).Коллективно-творческие технологии предполагают совместную деятельность взрослых и детей. Основой таких технологий выступает деятельность, организованная в коллективе, также совместная творческая деятельность его участников, где важную роль играет коллективная деятельность. В ходе чего формируются отношения заботы друг о друге и эмоциональное насыщение жизнью.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 Воспитательно-образовательные возможности коллективной творческой деятельности
2 Формы коллективной творческой деятельности и их классификация
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ФОРМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1 Организация и осуществление коллективной творческой деятельности учащихся
2 Коллективное творческое дело как форма организации внеурочной деятельности школьников
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Асмолов, А. Г., Бурменская, Г. В., Володарская, И. А. и др. / под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. : Просвещение, 2011. – 189 с.
Горохова, Ю. В. Организационно-педагогические условия социально направленных коллективно-творческих дел во внеурочной деятельности младших школьников / Ю. В. Горохова // Молодой ученый. – 2016. – № 16 (120). – С. 330-332. – URL: https://moluch.ru/archive/120/33217/ (дата обращения: 02.10.2022). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
Григоренко, Ю. Н. Коллективно-творческие дела. Игры. Праздники. Аттракционы. Развлечения. Индивидуальная работа. Соревнования : КИПАРИС : Учеб. пособие по орг. дет. досуга в лагере и шк. / Ю. Н. Григоренко, У. Ю. Кострецова. – 3-е изд., перераб. – Москва : Пед. о-во России, 2004. – 212 с.
Гусева, Г. Б. Коллективное творческое дело / Г. Б. Гусева // Наука, образование и культура. – 2015. – № 2 (2). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kollektivnoe-tvorcheskoe-delo (дата обращения: 02.10.2022). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: книга для учителя / В. К. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1991. – 192 с.
Евладова, Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е. Б. Евладова // Воспитание школьников. – 2012. – № 3. – С. 15-26.
Иванов, И. П. Методика коммунарского воспитания : Кн. для учителя / И. П. Иванов. – М. : Просвещение, 1990. – 143 с.
Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов. – М.: изд. «Педагогика», 2011. – 206 с.
Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2000. – 173 с.
Сюжетно-ролевая игра является видом деятельности, в процессе которой учащиеся в придуманных ситуациях воспроизводят определенную сферу деятельности и общения взрослых, чтобы усвоить значимые социальные роли и выработать навыки формальной и неформальной коммуникации [17, с. 345].Киностудия представляет метод, в котором дети делятся на творческие коллективы киностудий. Учащиеся придумывают название студии, жанр фильма, который будут «снимать», тему сюжета и название фильма. Задания необходимо выполнить как можно быстрее и по команде учителя рассказывают о выполнении задания.Далее учащиеся все вместе пишут сценарий, распределяют роли и обязанности, «ставят» свой фильм и представляют его одноклассникам. Каждый фильм оценивает жюри и другие команды. Задача учителя состоит в том, чтобы внимательно наблюдать за учащимися и оценивать организаторские и творческие способности детей [3, с. 69].Работа в микрогруппах – один из эффективных приемов формирования групп, где уделяется внимание желаниям, интересам, способностям учащихся или по случайному принципу.Сбор совета дела – сбор совета, в который входят представители каждого микро-коллектива. Здесь определяются задачи и функции каждого участника совета и всех участников.Аукцион идей представляет собой прием, когда предлагается множество необычных идей. Идея продается в присутствии многих желающих покупателей. Ее цена определяется в процессе того, как учащиеся показывают свою идею. Участникам необходимо проявить свои профессиональные способности и выделить в идее педагогически эффективные приемы и методы организации КТД, а также отдать предпочтение в виде покупки лота, который представлен на аукционе.Банк идей – набор возможных предложений по решению какой-либо проблемы или задачи.Проблема выбора необходимого метода или приема возникает перед учителями довольно часто при организации внеурочной деятельности. Тем не менее, в новых условиях учителям необходимы новые методы, которые позволят по-новому организовывать процесс воспитания. Дети сегодня являются другими, и, ввиду этого, роль учителя должна быть также немного иной.