Методика изучения сказки в начальной школе
Введение
Сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, подлинный мир народной жизни. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики. За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни - мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта.Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов. Русские народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. И сейчас мы встречаем их в программе учебной дисциплины «Литературное чтение».В сказках дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава1.Теоретические основы работы над сказкой в начальной школе……4
1.1 Особенности сказки как литературного жанра……………………………4
1.2 Классификация сказок и их специфика……………………………………11
1.3 Виды сказок………………………………………………………………….15
Глава 2. Методика работы над сказкой в начальной школе…………………18
Глава 3. Методические подходы к работе над сказкой в начальной школе..26
3.1 Приемы работы над сказкой на разных этапах ее восприятия школьниками…………………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы……...……………………………………35
Список использованной литературы:
1. Акишина А.А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. - М., 1991
2. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб: Минск, 1997
3. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах Пособие по воспитанию детей в семье и в школе. М.: Совр. слово. 2003. 280 с.
4. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) Дошкольное воспитание.- 1994.-N1.-С. 17-19
5. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ Дошкольное воспитание.-1995- N10.-С. 30-32.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб, 1997
7. Выготский Л.С. Психология искусства.- Мн.: современное слово, 1998.
8. Запорожец А.В. Избр. психологические труды в двух томах. М.: 1986.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000.
10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии.- СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.
11. Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие: Ст 1/В.Т.
12. Кудрявцев Психологический журнал.-2001.-Т. 22.-N5.-С.57-68.
13. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей Дошкольное воспитание.- 1995.- N9.- С. 52-59.
14. Лазарева В.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. - М.: Педагогика, 2002. - 219 с.
15. Литература и фантазия / Сост. Л. Стрельцова.- М. 1992
16. Нартова-Бачавер С.К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии Хрестоматия. Сказки народов мира. - М., 1996.-С. 3-14
17. Пропп В.Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я. Проппа).- М., 2000.
18. Пропп В.Я. Русская сказка. ( Собрание трудов В.Я. Проппа).- М., 2000.
19. Прохорова П.Л. Развиваем творческую активность школьников. - Владимир, 1995.
20. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.- М., 2000.
21. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.
В литературной сказке отражаются социальная среда, а также мировоззрение и литературно-эстетические воззрения ее автора. Литературная сказка часто заимствует опыт других жанров - романа, драмы, поэзии. Отсюда и элементы драматизма, лиризма, эпичности. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки.Литературная сказка насыщена тончайшими психологическими оттенками, ее герои переживают целую гамму чувств - от любви, доброты, сострадания до презрения, ненависти [1, с. 42].Широкой популярностью у детей пользуется сказочная литература с элементами нонсенса: парадокса, неожиданности, алогизма, видимой бессмыслицы, поэтической «чепухи». Э. Успенский с его Чебурашкой и крокодилом Геной, Э. Рауд, Р. Погодин показали неисчерпаемые возможности нонсенса.Литературная сказка в наши дни многолика. Ее называют «фантастическая книга», «фантастическая повесть», «фантастический рассказ», «современная литературная сказка», на Западе все шире употребляется термин «фэнтези» - полного единодушия у ученых нет. Среди определений наиболее полным представляется формулировка Л. Ю. Брауде: «Литературная сказка - авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле; произведение, преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжето-образующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей» [4, с.224].