Компьютерная лексикография и ее применения в современной школе на уроках русского языка

В Курсовой работе дана характеристика компьютерной лексикографии, выявлено использование компьютерной лексикографии на уроках русского языка, продиагностирован уровень сформированности работы с электронными словарями учащихся, разработана система работы по использованию компьютерной лексикографии на уроках русского языка, проанализированы полученные результаты.
Author image
Egor
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
16.08.2022
Объем файла
49 Кб
Количество страниц
17
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
520 руб.
650 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Словарь является обязательным средством для совершенствования речевой культуры.
Он позволяет существенно облегчить поиск необходимой базовой информации по различным отраслям знания.
С учетом новых потребностей, нового адресата и лингвистических воззрений создаются современные словари разных типов. Не случайно последние десятилетия явились периодом активного развития лексикографии. В настоящее время компьютерные технологии затронули, пожалуй, все стороны нашей жизни.
На этой основе формируется целое новое направление лингвистики и лексикографии – компьютерная лексикография, «предметом изучения которой является состав и структура машинных словарей, характер и объем информации к лексическим единицам, способы построения машинных словарей и методы автоматизации лексикографических работ, общие и частные свойства составленных машинным образом словарей, оценка работы их в системах автоматической обработки информации» [10, с. 181]. Одним из объектов исследования компьютерной ле

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения компьютерной лексикографии и ее применения в современной школе на уроках русского языка 5

1.1. Понятие компьютерной лексикографии 5

1.2. Использование компьютерной лексикографии на уроках русского языка ..7

Глава 2. Практические аспекты использования компьютерной лексикографии в современной школе на уроках русского языка 12

2.1. Диагностика уровня сформированности работы с электронными словарями учащихся 12

2.2. Система работы по использованию компьютерной лексикографии на уроках русского языка 13

2.3.  Анализ полученных данных уровня сформированности работы с  электронными словарями.....................................................................................17

Заключение 19

Список использованной литературы 20

Список использованной литературы

Беляева, Л.Н. Потенциал компьютерной лексикографии / Л.Н. Беляева // Известия Российского гос. ун-та. - 2018. - № 134. - С. 70-78.
Ваулина, Е.Ю. Возможности электронного словаря / Е.Ю. Ваулина // Структурная и прикладная лингвистика. - 2017. - № 7. - С. 187-196.
Герд А.С. Автоматизация в лексикографии и новые словари // Филологические науки, 2019. – № 1 (121). – С.72-78.
Дамбуев, И.А. Современная лексикография: статус и направления развития / И.А. Дамбуев // Вестник Бурятского государственного университета. – 2018. – № 10. – С. 16–21.
Дубичинский, В. В. Лексикография русского языка: учеб. пособие /В. В. Дубичинский. – М.: Наука: Флинта, 2018. – 432 с.
Заваруева, И.И. Электронный словарь и его место в лексикографическом дискурсе // Вестник. – 2016. - №6. - С. 332-335.
Зубов, А.В. Информационные технологии в лингвистике / А.В. Зубов, И.И. Зубова. – М.: Академия, 2014. – 218 с.
Интерактивные сервисы на тематических порталах. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://site-piter.ru/information/interactive_services_thematic_portals/ (дата обращения: 30.11. 2021).
Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - М.: Едиториал УРСС, 2014. - 264 с.
Морковкин В.В. Основы теории компьютерной лексикографии. – М.: Просвещение, 2018. – 188 с.
Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей). Пособие для учителей / Сост. А.Ю. Купалова. – М.: Просвещение, 2019. -160 с.
Убоженко, Е.В. Бумажный и электронный словарь: достоинства и недостатки / Е. В. Убоженко // Новые технологии преподавания русского языка в школе и вузе. - Минск: Изд-во БГУ, 2011. - С. 181.
Чигинцева, В.В. Использование электронных словарей в обучении русскому языку школьников // Теория. Практика. Инновации. – 2018. - №7. – С.19
Чигинцева, В.В. Реализация интерактивных форм обучения в практике школьного преподавания русского языка // Научно-педагогиче-ское обозрение. -2015. - №3(9). - С 69-77
Шляхова, А.В.

 расположенные на площадках тематических порталов сети Интернет. «Тематический портал - это огромный веб-ресурс, с множеством различных сервисов» [8]. Так как слово «интерактивный» обозначает диалоговый или взаимодействующий, то интерактивные сервисы представляют собой такие веб-ресурсы, где взаимодействие строится с посетителями тематического интернет-портала. Взаимодействие с пользователями может происходить в различных форматах: форум, голосование, опросы, семинары и т. д. На тематических порталах, посвященных образованию, есть интерактивная услуга «удаленное обучение», посредством которой можно посещать образовательные курсы и пользоваться образовательным контентом, в том числе и разными типами словарей, не выходя за пространство своей комнаты. Так, например, создается эффект полного присутствия в учебной комнате и прямого общения с преподавателем.
Электронный словарь — это не просто отсканированный лист какого-либо печатного издания словаря, это программа или порта