Компьютерная лексикография и ее применения в современной школе на уроках русского языка
Введение
Словарь является обязательным средством для совершенствования речевой культуры.
Он позволяет существенно облегчить поиск необходимой базовой информации по различным отраслям знания.
С учетом новых потребностей, нового адресата и лингвистических воззрений создаются современные словари разных типов. Не случайно последние десятилетия явились периодом активного развития лексикографии. В настоящее время компьютерные технологии затронули, пожалуй, все стороны нашей жизни.
На этой основе формируется целое новое направление лингвистики и лексикографии – компьютерная лексикография, «предметом изучения которой является состав и структура машинных словарей, характер и объем информации к лексическим единицам, способы построения машинных словарей и методы автоматизации лексикографических работ, общие и частные свойства составленных машинным образом словарей, оценка работы их в системах автоматической обработки информации» [10, с. 181]. Одним из объектов исследования компьютерной ле
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения компьютерной лексикографии и ее применения в современной школе на уроках русского языка 5
1.1. Понятие компьютерной лексикографии 5
1.2. Использование компьютерной лексикографии на уроках русского языка ..7
Глава 2. Практические аспекты использования компьютерной лексикографии в современной школе на уроках русского языка 12
2.1. Диагностика уровня сформированности работы с электронными словарями учащихся 12
2.2. Система работы по использованию компьютерной лексикографии на уроках русского языка 13
2.3. Анализ полученных данных уровня сформированности работы с электронными словарями.....................................................................................17
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Список использованной литературы
Беляева, Л.Н. Потенциал компьютерной лексикографии / Л.Н. Беляева // Известия Российского гос. ун-та. - 2018. - № 134. - С. 70-78.
Ваулина, Е.Ю. Возможности электронного словаря / Е.Ю. Ваулина // Структурная и прикладная лингвистика. - 2017. - № 7. - С. 187-196.
Герд А.С. Автоматизация в лексикографии и новые словари // Филологические науки, 2019. – № 1 (121). – С.72-78.
Дамбуев, И.А. Современная лексикография: статус и направления развития / И.А. Дамбуев // Вестник Бурятского государственного университета. – 2018. – № 10. – С. 16–21.
Дубичинский, В. В. Лексикография русского языка: учеб. пособие /В. В. Дубичинский. – М.: Наука: Флинта, 2018. – 432 с.
Заваруева, И.И. Электронный словарь и его место в лексикографическом дискурсе // Вестник. – 2016. - №6. - С. 332-335.
Зубов, А.В. Информационные технологии в лингвистике / А.В. Зубов, И.И. Зубова. – М.: Академия, 2014. – 218 с.
Интерактивные сервисы на тематических порталах. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://site-piter.ru/information/interactive_services_thematic_portals/ (дата обращения: 30.11. 2021).
Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - М.: Едиториал УРСС, 2014. - 264 с.
Морковкин В.В. Основы теории компьютерной лексикографии. – М.: Просвещение, 2018. – 188 с.
Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей). Пособие для учителей / Сост. А.Ю. Купалова. – М.: Просвещение, 2019. -160 с.
Убоженко, Е.В. Бумажный и электронный словарь: достоинства и недостатки / Е. В. Убоженко // Новые технологии преподавания русского языка в школе и вузе. - Минск: Изд-во БГУ, 2011. - С. 181.
Чигинцева, В.В. Использование электронных словарей в обучении русскому языку школьников // Теория. Практика. Инновации. – 2018. - №7. – С.19
Чигинцева, В.В. Реализация интерактивных форм обучения в практике школьного преподавания русского языка // Научно-педагогиче-ское обозрение. -2015. - №3(9). - С 69-77
Шляхова, А.В.
расположенные на площадках тематических порталов сети Интернет. «Тематический портал - это огромный веб-ресурс, с множеством различных сервисов» [8]. Так как слово «интерактивный» обозначает диалоговый или взаимодействующий, то интерактивные сервисы представляют собой такие веб-ресурсы, где взаимодействие строится с посетителями тематического интернет-портала. Взаимодействие с пользователями может происходить в различных форматах: форум, голосование, опросы, семинары и т. д. На тематических порталах, посвященных образованию, есть интерактивная услуга «удаленное обучение», посредством которой можно посещать образовательные курсы и пользоваться образовательным контентом, в том числе и разными типами словарей, не выходя за пространство своей комнаты. Так, например, создается эффект полного присутствия в учебной комнате и прямого общения с преподавателем.
Электронный словарь — это не просто отсканированный лист какого-либо печатного издания словаря, это программа или порта