Познавательные психические процессы мышления в профессиональной педагогической деятельности
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире избыточной информации, в постоянно изменяющихся условиях жизни, мышление играет центральную роль. Развитие инновационных технологий и социальных институтов мотивирует людей к приобретению новых знаний, навыков, которые впоследствии помогут им адаптироваться к условиям среды.Одну из ключевых ролей в современном мире играет педагогика, формирующая у молодёжи навыки решений нестандартных задач, поставленных современными реалиями. Наиболее важные аспекты, которые развивает педагогика — коммуникативные навыки, а также творческое и критическое мышление, позволяющее анализировать и оценивать информацию, помогающее налаживать контакты в социальной среде.Целью современных педагогов является развитие профессионального мышления: наличие развитого мышления во всех его аспектах позволяет им быстро ориентироваться в нестандартных условиях, осваивать за короткий период, новую, незнакомую им до этого информацию. Информацию, которую они впоследствии будут доносить до своих учеников с помощью уже имеющихся достоверных методов, ранее получивших научное признание. Стоит отметить, что каждый педагог доносит ту или иную информацию через призму своего восприятия действительности и имеющегося опыта — в таком случае, качество предоставляемого образования зависит от методов и подходов педагога, что, в свою очередь, тесно связано с развитием его профессионального мышления: то есть, как и какими способами он будет доносить информацию до своих учеников.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.МЫШЛЕНИЕ. 5
1.2.ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ.. ……6
1.3.ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ……….......………………………………............….8
1.4.ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ……………....………………………………...10
2. РОЛЬ МЫШЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА 11
2.1. ФАКТОРЫ,ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ ПЕДАГОГА…………………………………………………..…………………..14
3. МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ 20
3.1. САМОРАЗВИТИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА.. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Педагогика : краткий курс / О. Ю. Ефремов. — Москва [и др.] : Питер, 2009. — 256 с.; 21 см. — (Краткий курс).;Орлов А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. 1995. № 6. С. 66.
Лукьянова М. И., Куони Е. Ю. Формирование педагогического мышления у студентов классического университета // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 3 (ч. 2). С. 182-183.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. 488 с.
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бид-Бад; редколл.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия. 2002. 528 с.
Коростелева С. Г. Дискуссия как активный метод обучения в профессиональной подготовке будущего учителя // Вестн. Костромского гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 2. С. 118-122.
Педагогика: учебник для студентов высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2008. 576 с.
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М., 1999. 528 с.
Константинова, Е. В. Педагогическое мышление: структура и развитие. — М.: Просвещение, 2018.
Никстдров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., 1997.
Сластенпн В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие. Разд. 1. М., 1997. Гл. 1
Актуальные проблемы социологии, психологии и педагогики: Материалы Всеукраинской научно-практической конференции "Тенденции развития психологии в Украине: история и современность". - М.: Просвещение 2006. - 478, с.
Стремление профессионала к этому образу возможно лишь при совершенствовании своего педагогического мышления.Таким образом формирование педагогического мышления это внедрение в свой подсознательный уровень установок направленных на совершенствование профессионального притязания включающий в себя интеллектуальный труд .В современном мире педагогическое знание сталкивается с разными проблемами. Не все могут быть к ним готовы, поэтому в профессиональной подготовке особое место отводят профессиональному мышлению учителя — с помощью решения профессиональных задач, анализа нестандартных для педагога ситуаций, формированию и эффективному построению педагогического процесса. Особую роль играет взаимодействие с учащимися: в данном случае речь идёт об обладании навыками психологического подхода к обучающемуся.Педагогическое мышление в полной мере отражает познание отношений учебно-воспитательного процесса, создание новой идеи, донесение материала с творческой стороны, креативный подход в изучении того или иного материала и т. д.По определению А. А. Орлова, «педагогическое мышление — это специфическая умственная и практическая деятельность учителя, обеспечивающая эффективное использование им этических установок, научных знаний, педагогической технологии, личностных качеств в учебно-воспитательной работе» [1, с. 66]. Грамотное взаимодействие с детьми — Это целая Наука и для того, чтобы в полной мере осуществить педагогический процесс, нужно заранее составлять план и продумывать все детали, педагогические идеи. Помимо того, это поспособствует преобразованию мыслительной деятельности педагогов в профессиональное мышление.Профессиональное мышление рассматривается как личностное качество педагога, проявляющееся в использовании полученных знаний во многих сферах жизни — в определённых моментах видеть педагогическую целостность и выбирать наиболее благоприятные способы взаимодействия.