Теоретико-методические аспекты изучения антонимии в словаре дошкольников с ОНР
Введение
Антонимия — это тип семантических отношений лексических единиц, имеющих противоположные значения.Антонимы – это слова, различные по звучанию, которые имеют прямо противоположные значения.Ежедневно люди используют в своей речи слова с противоположным значением. Поэтому для овладения антонимами очень важен период, когда закладываются основы общего развития ребенка, который называется дошкольный возраст. Важным аспектом развития дошкольника является обширное освоение родного языка, а также всестороннее развитие языковых навыков. Одним из ключевых составляющих развития языка является формирование антонимов в словаре у детей, которое наиболее эффективно проходит в дошкольном возрасте. На этапе ознакомления с тем, что окружает дошкольника, он познает основу антонимии, которая отражает ассоциации по контрасту, то есть ребенок учится разливать однородные по своему характеру предметы, явления, действия и дает им характеристику. Формирование антонимов в словаре дошкольников в основном зависит от развития мышления и основных психических процессов, а также от развития компонентов речи, речевых, фонетико-фонематических и грамматических структур. Исходя из этого можно сделать вывод, что антонимы в словаре дошкольников формируются за счет того, что ребенок познает окружающую деятельность и материальный мир. Восприятие дошкольником окружающей действительности и мира также обусловлено развитием словарного запаса в процессе онтогенеза.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретико-методические аспекты изучения антонимии в словаре дошкольников с ОНР
1 Подходы к пониманию антонимии
2 Становление антонимии в онтогенезе
3 Становление антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи
4 Методические аспекты антонимии в словаре дошкольников с общим недоразвитием речи
Заключение
Список литературы
Список литературы
Абрамова Т.В. Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Абрамова // Логопед. - 2004.- №5.- С.80-91.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - С. 400.
Антипова Ж.В. Формирование словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Ребенок. Раннее выявление отклонение в развитии речи и их преодоление / Воронеж: МОДЭК, 2001. - С. 181-195.Апресян Ю.Д. Лексическая семантика (синонимические средства языка) / Ю.Д. Апресян. - М.: Языки русской культуры, 1995. - С. 464.
Википедия: http:// ru.wikipedia.org/ wiki / Антонимы Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Детство-Пресс, 2007. - С. 471. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.П. Глухов, В.А. Ковшиков. - М.: АСТ, 2007. - С. 318.
Гризик Т.И. Из детства в отрочество. В мире слов: Пособие по изучению и развитию словаря детей 4-5 лет. / Т.И. Гризик // – М.: Просвещение, 2006. – С. 47.
Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. / О.Е. Громова // - М.: Сфера, 2017. – С. 176.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи. / Л.Н. Ефименкова // - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2015. - С. 112. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова. - М.: Соц.-полит. журнал, 1994. - С. 96.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - С. 239.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. / А.В. Запорожец // - М.: Директ. - Медиа, 2008 - С. 1287.
Клюева В.А. Проблема антонимов. / В.А. Клюева // Учебные записи. / -М.: Моск. пед. ин-та иностр. яз. 2016. - С. 78.
Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. - М.: 2004. - С. 167.
Противоположность как понятие является одним из характерных проявлений природной склонности человеческого мышления и лежит в основе различных представлений в обыденной жизни, научном познании, философских построениях, этики, эстетики, религии (Л.А. Новиков). Необходимо отметить, что ощущение и восприятие противоположности в определенной степени зависят от возраста, рода занятий, географических, климатических, социальных и других условий жизни, а также иногда бывают весьма субъективными [23].Антонимы стали предметом лингвистического анализа сравнительно недавно, в 50-е г.г. ХХ в. Значительно вырос интерес к изучению антонимии в русском языке. За последние годы целый ряд ценных исследований был посвящен изучению антонимии в целом и конкретных проблемах, а также составлению словарей антонимов. Об этом свидетельствует появление ряда специализированных лингвистических и психолингвистических исследований. Наиболее важные проблемы антонимии (классификация, свойства и характеристики антонимических отношений) подняли этот вопрос во многих публичных работах Ю.Д. Апресяна, Н.С. Валгиной, М.Р. Львова, Л.А. Новикова, Д.Э. Розенталя, И.Л. Филоненко и др. Эта проблема разрабатывалась в разных направлениях и на материале разных частей речи [4; 22; 23; 25; 26; 31; 41].Антонимия основана на ассоциации по противопоставлению и отражает существенные различия между предметами, явлениями, действиями, качествами и свойствами, однородными по своей природе. Антонимия является одной из важнейших лингвистических универсалий и фундаментальным аспектом лексико-синтаксических систем различных языков [5; 25; 27].Лингвисты (Ю.Д. Апресян, М.Р. Львов, Д.Э. Розенталь) определяют антонимы как слова одной части речи с взаимопротивоположными значениями, различные по звучанию и написанию, служащие для обозначения контрастных явлений, и образуют пары: правда - ложь, добрый - злой, говорить – молчать. Не выражают противоположности, а значит, не имеют антонимов, слов конкретной не оценочной семантики: карандаш, книга. Среди антонимов нет собственных имён, местоимений, числительных. Антонимия в языке представлена более узко, чем синонимия. Антонимические отношения — это отношения между словами, принадлежащими к одной категории объективной реальности, как взаимоисключающие понятия, связанные друг с другом качественно, количественно, временно и пространственно [26; 30].