Педагогические условия формирования мотивации обучения у современного школьника
Введение
В современном образовательном процессе одной из важнейших задач является формирование мотивации учащихся к обучению. Мотивация играет ключевую роль в активизации учебной деятельности, достижении успехов и развитии личности школьника.Для успешного формирования мотивации обучения у современного школьника необходимо создание определенных педагогических условий. Введение этих условий позволяет активизировать интерес школьника к учебным предметам, развивать его познавательные способности, формировать самостоятельность и ответственность.Актуальность данной темы обусловлена необходимостью эффективного организационно-педагогического воздействия на учащихся в современных условиях образования. В современном обществе возрастает важность успешного учебного процесса и развития личности каждого школьника. Мотивация обучения играет ключевую роль в достижении успеха и активной учебной деятельности.Цель данной работы заключается в исследовании и анализе педагогических условий, способствующих формированию мотивации обучения у современных школьников. Основная задача состоит в выявлении эффективных методов и подходов, которые могут быть применены учителями для стимулирования учебной активности и развития мотивации у школьников.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования мотивации учебной деятельности у современных школьников
1Мотивационная сфера личности как предмет изучения в психологии и педагогике
2 Особенности учебной мотивации современных школьников
3 Подходы к формированию мотивации у современных школьников
Глава 2. Исследовательская работа о формировании мотивации учебной деятельности у младших школьников.
1 Планирование и проведение исследования учебной мотивации: методы диагностики и организация работы
2 Результаты исследования учащихся
3 Анализ результатов исследования
Заключение
Литература:
Приложения
Список использованной литературы
Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.
Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей [Текст] : Монография / Н. Ц. Бадмаева. – УланУдэ. : ВСГТУ, 2004. – 149-150 с.
Бедерханова, В. П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [Текст] : учеб.пособие / В. П. Бедерханова. – Краснодар, 2000. – 54 с.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2007. – 398 с.
Валицкая, А. П. Современные стратегии образования: варианты выбора [Текст] / А. П. Валицкая // Педагогика. – 1997. – Т. 2. – С. 3-7.
Волков, Б. С. Психология младшего школьника [Текст] / Б. С. Волков. – М.: Центр пед. образования, 2007. – 128 с.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. – М. : Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
Гуткина, Н. И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследование) [Текст] / Н. И. Гуткина. – М. : Культурно-историческая психология, 2007. – №. 2. – С. 62-74.
Елфимова, Н. В. Исследование структуры мотивационного компонента деятельности [Текст]. – М. : Вопросы психологии, 1988. - 87 с.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. –М. : Просвещение, 1999. – 45 с.
Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин – СПб. : Питер, 2013. – 178 с.
Ильина Л.Н. Мотивация деятельности учащихся на уроках и создание условий для её реализации [Электронный ресурс] URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/142-preschool-pedagogy/1183-2012-05-01-12-58-54
Кулагина, И. Ю. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте [Текст] И.Ю. Кулагина, С.В. Гани // Психологическая наука и образование. – М., 2011. – №. 2. – С. 102-111
Сотрудничество и коллективная работа в учебном процессе способны стимулировать учебную мотивацию современных школьников. Когда ученики имеют возможность работать в команде, обмениваться идеями, совместно решать задачи и достигать общих целей, это создает положительную атмосферу, в которой они чувствуют себя важными и ценными членами коллектива. Такой подход не только способствует развитию социальных навыков и коммуникации, но и повышает мотивацию к учению [16].Кроме того, возможность выражения себя через учебные проекты и творческие задания также является мощным стимулом для современных школьников. Когда ученикам предоставляется свобода выбора темы проекта или способа ее реализации, они могут проявить свои индивидуальные способности, таланты и интересы. Возможность выразить себя и получить признание за свои достижения повышает их мотивацию, самооценку и желание развиваться дальше.Использование элементов игры и соревнования в учебном процессе является одним из эффективных способов повышения мотивации учеников. Современные школьники, выросшие в цифровой эпохе, часто откликаются на подходы, связанные с игровой механикой и элементами соревнования.Геймификация — это применение игровых элементов и принципов в неигровых ситуациях, включая учебный процесс. При использовании геймификации задания и задачи структурируются таким образом, чтобы создать игровую среду с определенными правилами, достижениями, наградами и рейтингами. Это может включать использование баллов, значков, уровней, лидеров доски почета и других механизмов, которые мотивируют учеников к достижению целей и получению признания.Главное преимущество геймификации заключается в том, что она делает учебу более увлекательной, интересной и стимулирующей для современных школьников. Ученики чувствуют себя активными участниками процесса, они могут отслеживать свой прогресс, сравниваться с другими и стремиться к улучшению результатов. Это создает атмосферу соревнования и вызывает желание достичь лучших результатов [13].