Процесс управления мотивацией профессиональной деятельности педагогов
Введение
В современных экономических и социальных условиях вопросы мотивации и стимулирования профессиональной (трудовой) деятельности приобретают всю большую практическую значимость. Большую значимость имеет мотивация и стимулирование педагогов образовательных учреждений, так как от этого напрямую зависит качество образовательных услуг. Главной задачей современного менеджмента становится исследование, создание и совершенствование стимулов труда, при которых потенциал персонала будет использован наилучшим образом.Для образовательного учреждения особо актуальным является задача повышения профессионального уровня педагогов, их профессионального развития. В связи с этим руководитель образовательного учреждения должен быть заинтересован в высоком уровне профессионализма своего персонала и использовать для этого необходимые современные мотивационные механизмы.В настоящее время вопрос о мотивации педагогической деятельности в нашей стране стоит особенно остро, поскольку из-за низкой оплаты труда значительно усилился отток молодых педагогических кадров из средних общеобразовательных учебных заведений. Уже многие годы престижная оценка профессии учителя у выпускников средней школы была невысока, устойчиво занимая лишь средние места на шкале престижа. У тех, кто начал осуществлять педагогическую деятельность и не собирается прекращать ее, главным внутренним мотивом является получение удовлетворения от работы с детьми, к нему добавляются мотивы личностного и профессионального роста, самоактуализации.
Оглавление
Введение………………………………………………………………3
Глава I. Общетеоретические основы изучения проблемы управления мотивацией профессиональной деятельности педагогов ….…6
1.1 Определение понятий «профессиональное развитие» и «мотивация»………………………………………………………………....6
1.2 Разновидность подходов к изучению системы мотивации в профессиональной деятельности педагога………………………………..11
Глава II. Организация, методика и рекомендации по выстраиванию опытно-экспериментальной работы по повышению мотивации педагога……16
2.1 Организация и методы исследования особенностей проявления мотивации профессиональной деятельности педагогов. Опытно – экспериментальная работа по повышению мотивации педагога ………16
2.2 Совершенствование путей мотивации профессионального развития педагогов как средства повышения эффективности управления образовательным учреждением…………………………………………...21
Заключение………………………………………………………....25
Список использованных источников и литературы…………27
Приложения………………………………………………………..30
Список использованных источников и литературы
Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект. КноРус, 2018. - 224 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 21.0.2014) с измен. и доп.. вступивший в силу с 01.01.2015. Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО) на 2016-2020 годы.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Министерство образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ 5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. - Режим доступа: http://www.rosmimrud.ru/docs/mintrud/orders/129
Постановление РФ от 27.06.2016 Ха 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями. а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».
Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание): проект. //Вестник образования. - 2013. - №8. - С.44-43.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Проанализировав научную литературу по проблеме мотивации, можно утверждать, что на сегодняшний день существует множество теорий мотивации педагогических работников.Важно помнить, что в условиях образовательных учреждений мотивация субъектов образовательного процесса определяется индивидуальной позицией человека. Но все-таки, мотивы труда преподавателей не стереотипны и зависят от многих обстоятельств и даже отсутствие стимулов заработной платы не приводит преподавателей к тому, чтобы немедленно уволиться с работы. Все вышесказанное указывает на зависимость мотивации педагогов от множества факторов, в том числе и не материального характера. И, прежде всего, от содержания труда, которое определяется интересами того или иного сотрудника.Отсутствие мотивации или так называемый мотивационный кризис у субъектов образовательного процесса непосредственно сказывается на его качестве.Рассмотрев мотивационные теории, я пришла к выводу, что в них большое значение придается личности, в рамках двух основных гипотез:- Организация может добиться достижения своих целей, лишь учитывая потребности и ожидания личности, обеспечивая их удовлетворение и реализацию.- Человек в конкретной ситуации самостоятелен в выборе действий и стремится к собственному развитию, поэтому достижения организации представляют собой результат деятельности персонала, что обеспечивает возможности для стратегического развития организации.Истинные причины, заставляющие людей работать продуктивно и с большой отдачей работать, сложны и разнообразны. Система мотивации и стимулирования труда зависит от таких факторов как национальная культура, технологии, используемые и организации, стадии развития организации и ряда других, поэтому мы можем говорить о множестве концепций мотивации и стимулирования трудовой деятельности.