Коммуникативно-ориентированное обучение лексическому аспекту речи на младшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе
Введение
Образовательные учреждения нацелены на повышение качества образовательного процесса, который включает в себя как учебную, так и воспитательную деятельность. В течение XX века лингвистика, психология, методика и дидактика решали важные взаимосвязанные проблемы владения речью обучающимися разного возраста и уровня образования. Одной из таких проблем является усвоение лексики, процесс которого до сих пор не полностью изучен. Некоторые слова и выражения запоминаются легко, а другие требуют специальных упражнений. Тем не менее, дифференцированная работа с обучающимися может помочь им овладеть активным лексическим минимумом, что является важным аспектом образовательного процесса в школе и вузе.После окончания школы ученики должны овладеть определенным количеством слов, указанных в учебной программе. При чтении они должны мгновенно распознавать слова и понимать их значение, а при говорении автоматически вспоминать слова, соответствующие их мыслям, и сочетать их с другими словами. Это требует не просто знания слов, но и владения ими, что основано на лексических навыках. Поэтому современные методисты подчеркивают, что ученик должен овладеть определенным количеством слов, независимо от того, для какой речевой деятельности они необходимы.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Коммуникативно-ориентированное обучение лексической стороне речи младших школьников………………………………………….6
1.1. Понятие «коммуникативно-ориентированное обучение»………………6
1.2. Роль коммуникативно-ориентированного обучения в развитии речи младших школьников……………………………………………………………11
1.3. Понятие «Лексический аспект речи»………………………………….15
1.4. Психологические особенности развития обучающихся на младшей ступени в средней общеобразовательной школе………………………………20
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………
Глава 2 Особенности лексического развития речи в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………28
2.1. Способы лексического развития речи…………………………………28
2.2. Этапы формирования лексических навыков…………………………33
2.3. Методические разработки, направленные на обучение лексическому аспекту речи с учетом коммуникативно-ориентированного подхода………38
2.3.1. Задания ……………………………………………………………..38
2.3.2. Критерии оценивания уровня сформированности лексического аспекта речи…………………………………………………………………….44
Выводы по 2 главе……………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….48
Список литературы…………………………………………………49
Список литературы
Архипова, Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе / Е.В. Архипова // Начальная школа. – 2009. – №4. – С.35-39.
Бобровская, Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская // Начальная школа. – 2009. – №6. – С.76- 80
Божович, Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка. Психология личности: сборник текстов / Л.И. Божович. – Москва: Директ-Медиа, 2009. – 658 с.
Бронская, В.С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников / В.С. Бронская // СИСП. – 2011. – № 4. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-i-razvitiya-leksicheskih-navykov-u-shkolnikov (последняя дата обращения: 22.03.2020).
Бунеева, Е.В. Научно-методическая стратегия начального языко-вого образования [Текст] / Е. В. Бунеева. – М.: Баласс, 2009. – 208сВасилькова, Т.А., Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова.– М.: КНОРУС, 2010. – 240 с.
Вершинина, Н.В. Коммуникативное развитие младших школьников / Н. В. Вершинина // Молодой ученый. – 2015. – № 20.1 (100.1). – С. 10-12.
Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выгодский. – М.: Издательство АСТ: Астрель, 2011. – 637 с.
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – СПб.: Питер, 2009. – 458 с.
Головин, Б.Н. Как говорить правильно / Б.Н. Головин. – М: Высшая школа, 2009. – 164с.
Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: Учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 272 с.
Григорьева, Т.П. Развитие речи младших школьников / Т.П. Григорьева // Молодой ученый. – 2014. – №14. – С. 289-292.
Ефремова, О.Г. Насущные вопросы логопедической помощи в начальной школе [Текст] / О. Г. Ефремова // Филология и культура. – 2014. – № 3 (37). – С. 283-287.
Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у школьников / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2010. – 132 с.
Таким образом, концепция коммуникативно-ориентированного обучения базируется на принципах, которые сфокусированы на развитии коммуникативных навыков. Её модель включает в себя следующие составляющие: мотивацию, целенаправленность, информативность, новизну, ситуативность, функциональность, качество взаимодействия между обучающимися и систему речевых средств. Такой подход создаёт условия для обучения, приближенные к реальным, что способствует успешному овладению умениями и их эффективному применению в реальной жизни.Роль коммуникативно-ориентированного обучения в развитии речи младших школьников заключается в том, что оно направлено на практическое применение языка в общении. Оно также подчеркивает важность каждой единицы языка для успешного общения, предоставляет необходимые знания об этих единицах языка и формирует языковые, грамматические и орфографические умения и навыки, необходимые для эффективного общения.Таким образом, лексическое развитие речи - это умение понимать и использовать слова в контексте, основанное на наличии связей между ними. Основная цель такого развития заключается в формировании продуктивных (способствующих развитию устной и письменной речи) и рецептивных (необходимых для чтения и аудирования) лексических навыков. При этом, процесс формирования лексических навыков требует тщательной и вдумчивой работы педагога, так как закрепление и автоматизация умения использовать слова происходит постепенно. Каждое выполненное действие и операция в ходе лексического обучения составляют психологический компонент этого процесса.Таким образом, психологические особенности развития обучающихся на младшей ступени средней общеобразовательной школы заключаются в сохранении ребенком многих детских качеств, таких как легкомыслие, наивность и восприятие взрослого как авторитета. В то же время он начинает терять детскую непосредственность в поведении и приобретает другую логику мышления. Для него учение становится значимой деятельностью, а школа – местом, где он не только получает новые знания и умения, но и формирует свой социальный статус. В результате меняются интересы, ценности и уклад жизни ребенка. Для ребенка период обучения является временем новых отношений с взрослыми и сверстниками, включением в целую систему коллективов и освоением новых видов деятельности. Учебный процесс предъявляет ряд серьезных требований к ученику, которые способствуют формированию и закреплению новой системы отношений к людям, коллективу и учению. Всё это важным образом влияет на развитие характера, воли, расширение круга интересов и развитие способностей.