Профессиональные задачи учителя биологии и пути их решения в контексте определённых педагогических условий
Введение
В настоящее время при преподавании курса биологии в школе чёткое, конкретное и в то же самое время целостное обозначение профессиональных задач учителя биологии особенно проблематично. Это связано с полиморфичным статусом самой педагогической науки, которая включает в себя богатое разнообразие концепций, подходов и взглядов как к участникам образовательного процесса, так и к методикам его осуществления.Биологическая наука – непрерывно становящаяся, развивающаяся дисциплина, в рамках которой новые открытия и достижения происходят почти каждый день. В свою очередь, самая суть образовательного процесса подразумевает повсеместное стремление к созданию целостной картины мира у обучающихся, в основе которой лежал бы совокупный опыт всего развития человечества – как в духовно-нравственном, так и в научном аспекте. Биологическая наука, несомненно, является основополагающей в ряде преподаваемых в школе дисциплин. Поэтому раскрытие профессиональных задач учителя биологии, а также определение основных путей их решения помогут качественно облегчить и в то же самое время углубить процессы педагогической деятельности в рамках прохождения курса биологии в школе. Более того, определение специфического статуса задач преподавателя биологии, связанного с определённым положением данной науки среди прочих дисциплин, поспособствует развитию подхода к структуризации биологического знания в системе смежных ему естественных и гуманитарных предметов.
Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессиональных задач учителя биологии и пути их решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Сущность понятия, виды и характеристика профессиональных задач учителя биологии в системе школьного образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Включение природных и природно-культурных компонентов среды Воронежской области в образовательный процесс по биологии. . . . . . . . . . . . 12
1.2.1. Решение профессиональных задач в области подготовки обучающихся к дебатам по биологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . 14
1.2.2. Решение профессиональных задач по подготовке школьников к олимпиадам по биологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . . . . . . . . . . . . 18
1.2.3. Решение профессиональных задач учителя, связанных с организацией профессионально-ориентационной работы со школьниками при обучении биологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
1.2.4. Решение профессиональных задач по реализации индивидуального подхода к школьникам при обучении биологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
1.2.5. Решение профессиональных задач учителя, связанных с развитием творческих способностей обучающихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Глава 2. Использование материалов работы в образовательном процессе при изучении школьного курса Биологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
2.1. Методические рекомендации организации профориентационной работы со школьниками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Заключение.
Не найдено
Наилучшим образом раскрыть полемический потенциал учащихся можно разделив их на две (или более) групп, предложив им порассуждать на тему актуальных, злободневных вопросов, находящихся в измерении общей социокультурной повестки. Лучше всего данное мероприятие начинать с непрямой вводной проблематики, совпадающей с темой урока. Проблемная тема по биологии должна включать в себя ряд дискуссионных вопросов – как предметно-содержательных, так и нормативных, то есть этических. Разумеется, что для достижения наиболее высокой эффективности проведения подобного мероприятия, вопросы, поднятые на обсуждения, не должны предполагать однозначного ответа. На наш взгляд, наилучших результатов в образовательной и воспитательной работе в рамках проведения дебатов можно добиться, предполагая разделение класса по поднятой проблеме на три, максимум – четыре группы, каждая из которых отстаивала бы своё отдельное мнение. Подобная конфигурация проведения состязания в споре позволит максимально углубить учащихся в суть обсуждаемой темы, а также внесёт позитивную компетентностную установку в мировоззрение детей – отсутствие полярности в размышлениях, разделения оттенков проблематичных вопросов на одно только «чёрное» и «белое».Вопрос о возможной отсранённости, метапозиции преподавателя в рамках подобных дискуссий, остаётся открытым. На наш взгляд, привлечение позиции преподавателя в подобную полемику должно носить рекомендательный характер. Преподаватель в рамках проведения подобных рассуждений может принимать сторону тех или иных участников дискуссии. Это позитивно «оживит» дебатирование, а также поспособствует развитию крайне важной способности обучающихся – ребёнок сможет поставить под сомнение авторитетное мнение, осуществить последовательный разбор его аргументации, что, как мы увидим в следующих главах, является основой для развития творческих начал.