Педагогические условия адаптации при переходе обучающихся пятых классов к образовательному пространству основного общего образования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В течение своей жизни человеку приходится не один раз адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности. Считается, что одним их самых сложных адаптационных периодов в жизни человека является обучение в школе на разных ступенях общего образования. В этот период жизни ребёнку необходимо проходить адаптацию несколько раз – поступление в первый класс, переход из начального звена в среднее (пятый класс) и переход из средней школы в старшую (10 класс). Все эти периоды имеют свои особенности.В соответствии с требованиями по реализации ФГОС ООО необходимо соблюдение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования, которые должны обеспечивать адаптацию к школьному обучению через: Учёт специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый, формирование психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогических и административных работников, вариативность направления и форм психолого-педагогического сопровождения [46].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ………..
1.1. Характеристика понятий «адаптация», «виды адаптации», «адаптация пятиклассников» в психолого-педагогических исследованиях……………………………………………………………….
1.2. Психолого-педагогические особенности пятиклассников, их учёт при организации перехода обучающихся к образовательному пространству основного общего образования……………………………
1.3. Трудности и факторы успешной адаптации пятиклассников к образовательному пространству основного общего образования …….
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ …………………………………………….
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ …………
2.1. Психолого-педагогический мониторинг адаптированности пятиклассников к образовательному пространству основного общего образования …………………………………………………………………...
2.2. Проектирование социально-педагогической программы адаптации пятиклассников к образовательному пространству основного общего образования …………………………………………………………………...
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы …………………….
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ …………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Архиреева, Т.В. Особенности адаптации к школе младших подростков с разным уровнем успеваемости / Т.В. Архиреева // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. – 2019. – № 1(3). – С. 498-510.
Ашурова, И.И. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников к обучению в условиях перехода в среднее звено школы / И. И. Ашурова // Матрица научного познания. – 2020. – № 12-2. – С. 362-365.
Бадалян, Ю.В. Пути и способы редукции адаптации младших школьников к обучению в среднем звене школы / Ю.В. Бадалян, С.С. Корсуков // Рефлексия. – 2022. – № 2. – С. 77-79.
Безрукавный О.С. Проблемы психолого-педагогической адаптации обучающихся при переходе в основную школу / О.С. Безрукавный // Психолого-педагогические исследования. – 2018. – Т. 10. – № 3. – С. 1-11.
Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе/ М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева. – М .: Совершенство, 2000. – 160 с.
Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М .: ГУ ВШЭ, 2012. – 528 с.
Борисова, И. В. Взаимосвязь школьной тревожности и мотивации учебной деятельности на этапе адаптации к обучению в 5-х классах / И. В. Борисова // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23. – № 5. – С. 22-28.
Волков Б.С. Конфликтология /Б.С. Волков, Н.В Волкова. - М.: Академический проект. 2010. – 416 с.
Воскрекасенко, О. А. Адаптация пятиклассников: особенности, факторы, педагогическое обеспечение успешности / О. А. Воскрекасенко // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – № 10(78). – С. 80-83.
Гобаева, И.Р. Профилактическая психолого-педагогическая программа "я - пятиклассник" / И.Р. Гобаева, З.Х. Гусова, О.О. Соболева //Вестник практической психологии образования. - 2020. - Т. 17. - № 4. – С. 31-39.
Леонова Т.В. отмечает, что «обучение в пятом классе характеризуется новой для детей социальной ситуацией развития, которая предъявляет более высокие требования к развитию произвольности, уровню мотивации, способности к саморегуляции, личностному и интеллектуальному развитию» [31].Усложняется деятельность школьников, развивается теоретическое мышление: рассуждения подростка-пятиклассника уже отличаются гипотетико-дедуктивным характером [23]. Помимо развития абстракции мышление пятиклассников отличается ещё одной особенностью: предметом анализа оказывается сам подросток, его собственные интеллектуальные операции, что способствует дальнейшему развитию рефлексии, формированию собственного мнения, взглядов, пониманию значимости образовательного процесса. Кроме того, подвергается корректировке самооценка: если раньше, в младших классах, она определялась учителем на основании результатов учёбы, то в средней школе на самооценку влияют качества, проявляемые подростком в общении, во внеучебной деятельности [23].Память пятиклассников развивается в направлении интеллектуализации: все чаще применяются различные мнемонические приёмы, развивается произвольность памяти. Считается, что подростки в пятом классе уже организовывают и контролируют процесс запоминания и воспроизведения.Перед пятиклассниками стоит необходимость запоминать большой объем материала, вследствие чего возникает необходимость уметь заучивать его, причём не просто запоминать, а выделять главное, осмысливать информацию и только тогда запоминать её. Улучшается продуктивность усвоения и воспроизведения этого материала, а с ними и продуктивность памяти в целом.К содержанию мотивационной сферы подростка добавляется новый мотив: поиск своего места в обществе, желание «быть значимым», – что подросток реализует в компании сверстников. Благополучная адаптация требует от пятиклассников и других мотивов и побудительных сил: ориентации на способы получения знаний, понимания смысла обучения «для самих себя». Одним из важнейших условий адаптации и требований к психологическому развитию ученика пятого класса является самостоятельность. Показателями успешной адаптации являются возрастание познавательного интереса и познавательная активность, характерные для данного возраста [23; 50].