Особенности развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Скачать дипломную работу на тему: Особенности развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. В которой определено особенности творческого мышления детей старшего дошкольного возраста. Изучено понятие творческого мышления в современной науке, выделить его основные структурные компоненты.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
30.12.2024
Объем файла
111 Кб
Количество страниц
44
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Высокая динамика развития современного общества, экономики, науки, производства задает новые требования и определяет обновления в системе образования. Одной из ведущих идей является личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности. Именно поэтому в современной науке и практике ведется активный поиск средств, способов, технологий и условий, стимулирующих развитие творческой активности детей в целом и творческого мышления, в частности.В тоже время, несмотря на свою актуальность, проблема развития творческого мышления остается неразрешенной до сегодняшнего дня как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Это связано в первую очередь с тем, что творческое мышление в психолого-педагогических исследованиях принято рассматривать через его качества (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность), на проявления каждого качества оказывают влияние разнообразные факторы, определяющие в итоге природу творческого мышления в целом (О.А. Беляева, О.Н. Гарнец, З.И. Калмыкова, А.Н. Лук, Е. Торренс). Именно анализ и исследования этих факторов, их взаимосвязи и взаимовлияния открывает возможность определить основные способы и пути развития качеств творческого мышления детей.

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА................
1. Понятие творческого мышления в современной науке................................
2 Особенности творческого мышления детей старшего дошкольного возраста...................................................................................................................
Выводы по главе 1.................................................................................................
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА............................................................................................................
1. Методы и методики изучения развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста..........................................................................
2. Анализ и интерпретация результатов исследования..................................
Выводы по главе 2.................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. 254 с.
Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательных задач. М.: Альпина Паблишер, 2012. 400 с.
Басина Н.Э., Суслова О.А. Цвет. Звук. Материал. Проект развивающих занятий для дошкольников и младших школьников. М.: «Чистые пруды», 2006. 186 с.
4.Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 2011. 60 с.
5.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детстве. СПб: Питер, 2009. 400 с.
6.Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. 112с.
Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов / сост. Кривоногова Л.Д. 2-е изд. Мозырь: Белый ветер, 2006. 46 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: кн. для учителя. 3-е изд. М.: «Просвещение», 2011. 124 с.
9.Гаврина С.Е. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет. М.: Академия развития, 2020. 610 c.
Гринёва М.А., Черепкова Н.В., Долженко О.В. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 926–930. URL: http обращения 13.04.2021).11.Давыдова Г.Н. Рисуем транспорт. М.: «Скрипторий 2003», 2019. 98 с.
12.Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. 2007. №12. С. 73-75.
Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Андреев С. П. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ (РТВ и Ф - ТРИЗ): Учеб. пособие: для студентов вузов, обучающихся по спец. 030500 - Проф. обучение (по отраслям) и др. спец; М-во образования Рос. Федерации, Моск. гос. индустр. ун-т. М.: МГИУ, 2004. 364 с.

Анализ методов исследования в педагогике показал, что для определения уровня развития творческого мышления наиболее часто используемым методом является анализ продуктов детской деятельности.Анализ продуктов детской деятельности – исследовательский метод, основанный на оценке результатов продуктивных видов детской деятельности. Анализ производится с целью выявления уровня и особенностей развития отдельных компонентов продуктивной деятельности детей, широкое распространение этот метод имеет в работе с детьми дошкольного возраста.Предметом анализа выступают продукты деятельности дошкольников, в частности: изобразительной и графической деятельности (рисунки, узоры, знаки); конструирования (постройки, мозаика); лепки (объемные фигуры и композиции); вербальной деятельности (стихи, страшилки, рассказы, считалки); музыкальной деятельности (песни, мелодии, гармонические и ритмические схемы); игровой деятельности (сюжеты, роли).Предметом оценки могут выступать, во-первых, уровень владения деятельностью, проявляющийся в качестве созданного ребенком продукта, соответствии с возрастными возможностями или программными требованиями, во-вторых, отличительные особенности работ (оригинальность, комбинаторность, техничность и пр.). Центральную позицию в анализе продуктов деятельности дошкольников занимают детские рисунки. Следует отметить, что анализу подвергаются работы, выполненные в свободной деятельности ребенка, самостоятельно, по собственной инициативе.В результате анализа продуктов деятельности можно получить ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающему миру и людям, особенностях восприятия и других сторонах психики. Использование его основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности.