Особенности личностной подготовки дошкольников как фактора адаптации их к школьному обучению
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследованияданной темы заключается в том, что вступление в новую школьную жизнь - важный этап для каждого первоклассника. Период перехода ребенка из дошкольной образовательной организации в школу рассматривается педагогами и родителями как наиболее трудный в плане адаптации к новым социальным условиям процесс.Личностная готовность к школьному обучению предполагает принятие ребёнком нового социального положения – положения школьника. То есть, с поступлением ребёнка в школу у него появятся новые права и обязанности, больше требований со стороны взрослых, проявление самостоятельности и ответственности. Личностная готовность к школе предполагает наличие у дошкольника «внутренней позиции школьника», которая проявляется в отношении дошкольника к школе в целом, к сверстникам, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Определить личностную готовность дошкольного можно самостоятельно, задав ему очень простой вопрос: «Ты хочешь пойти в школу?» Если дошкольник ответил положительно, то следует уточнить: «Почему ты хочешь пойти в школу?». Если ответ дошкольника предполагает развитие познавательных интересов, стремление к получению новых знаний, то волноваться не о чем – внутренняя позиция школьника уже сформировалась. А вот если в ответе ребёнка будет просматриваться интерес к школе только с внешней стороны (покупка нового портфеля со всем его содержимым, новой красивой формы, знакомство с новыми друзьями и т.д.), то это говорит пока о том, что принять внутреннюю позицию школьника ребёнок ещё не готов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Теоретические основы исследования проблемы адаптации дошкольников к школьному обучению
1 Теоретические аспекты исследования адаптации дошкольников к школьному обучению
2 Основы формирования личностной готовности дошкольников к школьному обучению
Опытно-эксперементальная работа по выявлению особенностей личностной подготовки дошкольников как фактора их к школьному обучению
1 Организация и методы опытно-эксперементальной работы по формированию личностной подготовки дошкольников к школьному обучению
2 Анализ результатов опытно-эксперементальной работы по формированию личностной подготовки дошкольников к школьному обучению
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Авраменко, Н. К. Подготовка ребенка к школе. / Н. К. Авраменко. - М.: Знание, 2022. – 148 с.
Алтынбаева, Е.А. Личностная готовность детей к школе как проблема современной детской психологии. // Психология и пространство человека: взгляд в III тысячелетие: Материалы всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. О.И. Близнецова, О.А. Романко. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2021. – 17 с.
Ананьева, Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. - СПб: «Детство- Пресс», 2018. - 96 с.
Андреева, Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе. / Н.А. Андреева // Детский сад от А до Я. - 2017. - №5. – 452 с.
Божович, Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. - СПб: Питер, 2018. - 400 с.
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский - СПб.: Издательство «Союз», 2016. - 224 с.
Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2018. - 464 с.
Грудненко, Е.А. Личностная готовность ребенка к школе: пособие для психологов и педагогов ДОУ / Е. А. Грудненко. - М.: Детство- Пресс, 2017. - 176 с.
Дошкольная педагогика : учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева ; под общ. ред. Н.В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 510 с.
Зверева, Г.Ю. Развитие у школьников мотивации к учению // Молодой ученый. 2015. - №22.
Ильина, Н.Н. Сто психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. / Н.Н. Ильина. - М.: Аквариум-Принт, 2015. - 160с.
Каратаева, Н.А. Индивидуальный подход в обучении дошкольников: проблемы и перспективы. // Детский сад: теория и практика. 2015. - № 2. – 32 с.
Проблема готовности к школьному обучению в данный момент остается актуальной. И это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения, от которого зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.Проблемами подготовки детей к школьному обучению занимались многочисленные педагоги, психологи и физиологи: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, А.М. Пышкало, Д.Б Эльконин и др.Нами проанализировано понятие готовности к школьному обучению в трактовке разных авторов и наиболее интересным и близким нашему пониманию является точка зрения Л.И. Божович. С нашей точки зрения готовность к школьному обучению - это сформированная система свойств и качеств личности, при помощи которой ребенок поднимается на более высокую ступень своего развития. Готовность к школе - понятие многоаспектное и включает в себя несколько компонентов. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении. Успешность обучения ребенка в школе также зависит и от его психологической зрелости.Она не развивается у ребенка сама по себе, а формируется лишь в процессе целенаправленной и систематической работы со стороны педагогов и родителей, в ходе которой должны соблюдаться определенные условия: профессиональная компетентность педагогического персонала, индивидуально-дифференцированный подход к детям, учет их психического и соматического здоровья. Кроме того, должны соблюдаться единые требования к воспитанию и образованию детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.В своей работе мы ставили цель - выявление особенностей личностной подготовки дошкольников как фактора адаптации их к школьному обучению.Кроме того, был проведен анализ деятельности, направленной на процесс формирования личностной готовности у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад №8» г.Горно-Алтайска. Опираясь на результаты анализа, был составлен перспективный план, реализация которого направлена на повышение уровня личностной готовности к школьному обучению.