Социально-психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе
Введение
Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, следовательно, предполагает многокомпонентное образование.
Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни - поступление в школу. Диагностика перехода к новой социальной ситуации - одна из самых актуальных проблем современной возрастной психологии. Не менее актуальной является проблема готовности ребенка к школьному обучению. Диагностика готовности дошкольников к школьному обучению - одна из самых актуальных проблем, которая встает перед воспитателями и психологами дошкольного учреждения, а также школы в которой будут обучаться данные дети в дальнейшем.
Поступление ребёнка в школу стимулирует перестройку всего образа жизни деятельности. Но, успешная адаптация и обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умств
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...……………………………….…………………………………….. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ……………………………………7
1.1. Характеристика понятия «социально-психологическая готовность ребенка» …………………………………………………………………………...7
1.2. Проблема «готовности ребенка к школе» в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов…………………………………………14
1.3. Компоненты успешной социально-психологической готовности дошкольников к обучению в школе………………………………………….24
Выводы по первой главе……………………………………………………....29
ГЛАВА II. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ…………………………………..33
2.1. МАДОУ детский сад №1 городского округа г. Нефтекамск РБ как субъект формирования социально-психологической готовности детей дошкольного возраста к школе…………………………………………………33
2.2. Анализ опыта работы специалистов МАДОУ детский сад №1 городского округа г. Нефтекамск РБ по формированию социально-психологической готовности детей дошкольного возраста к школе…….40
Выводы по второй главе………………………………………………………52
Заключение………………………………………………………………...........56
Список литературы………………………………………………………….…61
Список литературы
Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. // Москва., 2002. - 148 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. // Москва., 1968. – 27с.
Вовчик-Блакитная Е.А. Детские контакты и их мотивы. // Школьное воспитание. Москва., 1988. - c. 34-38.
Выготский Л.С. Проблема возраста./ Л.С. Выготский// Собр. соч.:в 6 т. М.: Изд-во МГУ, 2008. 515 с.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6.
Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М., 1982., - 175 с.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е издание – СПБ.: Питер,2006. - 208с.
Гуткина Н.И. Психофизиологическая готовность к школе. Москва., 1993, 1996. – 197с.
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера. М., 1981.
Дубровина И.В. Готовность к школе. Руководство практического психолога. М: Академический проект. 2005. - 98 с.
Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976. – 65с.
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М., 1987. - 67с.
Костикова М.Н. Психологические особенности готовности детей к школьному обучению: Дисс.... канд. психол. наук. М., 1985. - 178с.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 2013. 268 с.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Москва., 1972. - 68с.
Лунге А., Тувикене Т. О влиянии среды на эмоциональное развитие и готовность к школе ребенка // Формирование школьной зрелости ребенка. Таллин, 1982. - 235с.
Смирнова Е.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований - в практику обучения и воспитания. Москва., 1985.
Ковалева Г.С. Готовность первоклассников к обучению в школе // СПб., 2001. - 121с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии., Избранные работы/. – Москва: Издательство Юрайт, 202
В такие наборы включают способности, коммуникативные умения, характерологические черты, эмоциональность, нравственные качества. Если их проанализировать внимательно, то оказывается, что они включают качества личности в том или ином объеме, в зависимости от теоретической позиции автора и его методической оснащенности.
Стихийно в этом подходе появилась естественная точка зрения на индивидуальный характер любой деятельности. Однако в этой стихийности содержатся основания ошибочных суждений. Можно выделить по крайней мере два наиболее распространенных [39, с. 65].
В большинстве исследований учебная деятельность выступает как новый этап в жизни ребенка. Известны попытки даже обосновать эту идею теоретически. При этом в подобных исследованиях забывают, что ребенок обучается с момента рождения. Этот процесс непрерывен, он постоянно обогащается новыми техниками, но остается неизменным одно условие: каждый последующий период вырастает из предшествующ