Организация работы социального педагога психолого–медико–педагогической комиссии с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Введение
Актуальность темы исследования. Как показала практика, семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью являются одной из уязвимых социальных групп. В настоящее время защита таких семей становится одной из приоритетных задач в Российской Федерации ввиду роста детей с отклонениями в развитии и поэтому необходимость комплексной социально - педагогической работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из приоритетных задач социальной политики государства.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, имеющие нарушения здоровья и развития различной степени. Для получения образования этими детьми действует система специального (коррекционного) образования, активно развивается система интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в организациях системы общего образования.
В соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации», обучающи
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..........................................................................................................3
ГЛАВА I. Теоретические основы деятельности социального педагога по работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья .........8
1.1 Основные нормативные – правовые документы социальной поддержки семей детей с ограниченными возможностями здоровья..................................8
1.2 Характеристика и проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья ....................................................18
1.3 Социально – педагогическая поддержка семье, воспитывающего ребенка с ограниченными возможностями здоровьяв условиях психолого- медико- педагогической комиссии ..........................................................................27
Выводы по первой главе ............................................................................34
ГЛАВА II. Анализ и обобщение опыта работы социального педагога психолого-медико-педагогической комиссии с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья ...............................................37
2.1 Филиал ГБУ РБ РЦППМСП Белебеевская зональная психолого-медико-педагогическая комиссия как субъект психолого-педагогического и медико-социального сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья 37
2.2 Описание опыта работы социального педагога ГБУ РБ РЦППМСП Белебеевская зональная психолого-медико-педагогическая комиссия с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья .....................................43
Выводы по второй главе .............................................................................52
Заключение ..............................................................................................55
Список литературы ................................................................................ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Айвазян, Е.Б., Павлова, А.В., Одинокова, Г.Ю. Проблемы особой семьи [Текст] / Е.Б. Айвазян, А.В. Павлова, Г.Ю. Одинокова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития -№2, – 2008. – 61–67 с.
Алехина, С.В. Взаимодействие с родителями в деятельности психолого-медико-педагогических комиссий// Сибирский педагогический журнал №6 - 2015- С.125 – 130
Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием / Е.Р. Баенская // 2-е изд.– Москва: Теревинф, 2009. – 112 с.
Бедный, М.С. Демографические аспекты здоровья / М.С. Бедный - Москва: Финансы и статистика, 1984. 244 с.
Баранов, А.А. Медико-демографическая ситуация и здоровье детей России. / Охрана репродуктивного здоровья населения / А.А. Баранов //Материал Второй Национальной ассамблеи «Охрана здоровья матери и ребенка» - Москва, 1997. -С. 7-10.
Баранов, А.А. Состояние здоровья детей и задачи Союза педиатров России / А.А. Баранов // Педиатрия. -1995. №4. - С.7-11.
Балева, Л.И., Лаврентьева, Е.Б. Структура причин инвалидизации детей, проживающих в радиационно загрязненных территориях Л.И. Балева, Е.Б. Лаврентьева // Современные проблемы педиатрии: Мат. VIII съезда педиатров России - Москва, 1998. - С. 61.
Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. – Москва :Svr-Аргус, 1994. – 208 с.
Бурмистрова, Е.В. Семья с «особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Е.В. Бурмистрова // Вестник практической психологии образовании. – 2008. – №4 – С. 82–86.
Быков, А.В. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков / А. В. Быков – Москва: УРАО, 2001. – 100 с.
Бэндлер, Р., Грнндер, Дж., Сатир, В. Семейная терапия [Текст] / Пер. с англ. Ю.С.Уокер. – Москва: 1999. – 160 с.
Волковская, Т.Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития / Т. Н. Волковская // Коррекционная педагогика. – 2003. – № 2. – С. 62–70.
Выготский,
При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно-агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.
Гендерная характеристика семей подтверждает тот факт, что женщины являются основными членами семьи, несущими всю тяжесть заботы о ребенке. В семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, очень высок процент разводов. Практический опыт работы с этими семьями показывает, что многие семьи, считающиеся полными, фактически представляют собой семьи матерей-одиночек, так как отец не живет с семьей, хотя официально брак не расторгнут. Только небольшой процент разведенных отцов активно помогают в воспитании и реабилитации ребенка. В основном общение отцов с бывшей семьей ограничивается лишь оказанием материальной