Особенности языкового анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией

В Курсовой работе проанализированы многоаспектные теоретико-экспериментальные источники по проблеме исследования, определены научно-теоретические основы и содержание методики констатирующего эксперимента, изучен характер нарушений языкового анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией, осуществлен сравнительный анализ состояния языкового анализа и синтеза у детей с дисграфией и младших школьников без данного нарушения.
Author image
Egor
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
16.08.2022
Объем файла
270 Кб
Количество страниц
37
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Проблема нарушения письма – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо является средством дальнейшего получения знаний детьми.
В современной логопедии одной из важных теоретических и практических задач является изучение нарушений процесса формирования письменной речи у детей младшего школьного возраста. Хорошо сформированные навыки языкового анализа и синтеза позволяют ребенку быстро и правильно овладеть. Изучением особенностей овладения языковым анализом и синтезом у детей с речевыми нарушениями занимались Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, В.А. Ковшиков, В.П. Глухов и другие исследователи.
Если у ребенка имелись какие-либо нарушения в овладении языковым анализом и синтезом, то во многих случаях они приводят к несовершенству становления навыка письма, а в дальнейшем и к дисграфии. Нарушение различных форм языкового анализа и синтеза у детей представляются в качестве основного механизма дисграфии на почве нарушения языкового анализа и син

Содержание:

Введение 2

ГЛАВА 1.  НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ. 4

1.1. Языковой анализ и синтез как психолингвистический компонент речевой деятельности 4

1.2. Формирование навыков языкового анализа и синтеза у младших школьников в онтогенезе. 7

1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с дисграфией. 12

1.3.1. Устная речь 12

1.3.2. Письменная речь 13

1.4. Особенности формирования языкового анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией. 18

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ 20

2.2. Цель, задачи, методы, организация исследования и характеристика детей экспериментальной группы. 20

2.2. Научно-теоретические основы и содержание методики констатирующего эксперимента. 22

2.3. Анализ экспериментальных данных 30

Заключение 40

Список литературы: 41

Список литературы:

Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 400 с.
Ананьев Б.Г. О методах современной психологии //Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. – Л: ЛГУ, 1976.
Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. // Известия АПН РСФСР. – Вып. 70., 1955. – С. 104-148
Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция : учеб. пособие; под общ. ред. О.Б. Иншаковой. М.; Воронеж, 2001 С. 7–20.
Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - В кн.: «Вопросы изучения детской речи». М., 1961, 49-148 с.
Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Директ-Медиа, 2008. - 1104 с.
Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. – М.:Соц.-полит, журн., 1994. – 96 с.
Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е Журова, Д.Б. Эльконин// Сенсорное воспитание дошкольников. - 1963.- № 2.- с. 134-138
Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков: методы и дидактические материалы / В.А. Ковшиков. – СПб.: Каро, 2006. – 128 с.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей /А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2003.- 336с.
Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова; под ред. В.И. Липакова. – СПб.: Союз, 2001. – 224 с.
Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004
Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза //Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004. - с. 112-129
Левина Р. Е. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. Просвещение. – М., 196


Анализ письменных работ учащихся 2-3 классов, сделанный Ястребовой А.В. говорит о замедленном усвоении материала. В работах имеют место частые и регулярные ошибки. Часть из них (преимущественно орфографических) не отличаются от ошибок, которые допускают учащиеся с нормальным речевым развитием в начальном периоде обучения. Кроме того, в анализируемых работах есть специфические ошибки, обусловленные особенностями развития фонетической и лексико-грамматической сторон речи (замены и смешения букв, связанные с недостаточным различением близких по артикуляционным и акустическим признакам фонем – свистящих-шипящих, звонких-глухих, мягких-твердых и пр.), причем наиболее часто специфические ошибки имеют место в изложениях, сочинениях и экспериментальных заданиях [30].
В письменных работах много графических ошибок, а также ошибок, связанных с недостаточным развитием навыков анализа звуко