Исследование изобразительных умений и навыков у умственно отсталых младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: В соответствии со взглядами отечественных психологов Л. С. Выготского, СЛ . Рубинштейна, А. Н.Леонтьева и других, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности.
Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые младшие школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают предпочтение ей как наиболее интересной и занимательной.
Изобразительная деятельность — специфическое образное познание действительности, отражение окружающего мира в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов.
Особое отношение умственно отсталые школьники отдают рисованию. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре. Рисование как вид деятельности включает в себя множество компонентов психических процессов, и, в связи с этим его следует считать одним из основных компонентов формирования личности ребенка. Передавая их в рисунке,
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение изобразительных умений и навыков у умственно отсталых младших школьников
1.1 Формирование графических умений и навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
1.2 Особенности восприятия и передачи форм и цвета объектов
1.3 Зрительно-двигательная готовность к изобразительной деятельности
ГЛАВА 2. Экспериментальный анализ изобразительных умений и навыков у умственно отсталых младших школьников
2.1 Программа экспериментального исследования
2.2 Методы констатирующего эксперимента
2.3 Анализ экспериментальных данных
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белицкая О.В. Специфика изобразительной деятельности умственно отсталых детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. / О.В. Белицкая. – Режим доступа: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=21139
2. Березина, Ю. Ю. Формирование графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / Ю. Ю. Березина, Я. В. Савина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 429-431. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43649/ (дата обращения: 15.10.2022).
3. Болдырева, В. Э. Особенности изобразительной деятельности у учащихся с нарушением интеллекта / В. Э. Болдырева, К. А. Харитонова // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика : сборник статей XVI Международной научно-практической конференции, Пенза, 23 февраля 2019 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 268-270. – EDN YXNJTN.
4. Вьюнова, О. В. Развитие графических умений у младших школьников на уроках изобразительного искусства [Электронный ресурс] / О. В. Вьюнова, Н. Ю. Перевышина // Проблемы эстетического образования в контексте устойчивого развития общества : материалы Междунар. студен. науч.-практ. конф., Минск, 21 апр. 2021 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: М. А. Шатарова (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2021. – C. 258–261.
5. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1974. - 119 с.,
6. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
7. Грошенков И.А. О степени готовности учащихся вспомогательной школы к изобразительной деятельности // Дефектология. – 1970. - №6. – С.35-41.
8. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии / Екжанова Е.А.// Дефектология.. - 2003. - № 6. - С.51-54. 13.
9. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью (умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития):Дис. Д-ра.пед.наук. - М., 2003. -372с.
10. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
11. Захарова. Ю. В. Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Захарова Ю. В.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 3. - С. 23-27.
12. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя, Феникс, Ростов-на-Дону, 1997.
13. Ибрагимова, А. Р. Изобразите
Различия в форме предметов могут быть выражены резко, умеренно или слабо. Младшие школьники с нарушенным интеллектом более успешно отмечают и запоминают объекты с резко обозначенными свойствами, поэтому обучение начать именно с них. Затем следует изображать предметы с умеренными различиями в форме; наиболее сложной учебной задачей является отображение в рисунке сглаженных различий.
Абсолютное большинство обучающихся не могут точно нарисовать контур круга. Ошибки, которые допускают ученики с его изображением, носят разный характер, но чаще всего это искажение кривизны дуги и несовпадение концов кривых линий. Круг в детских рисунках имеет вытянутую по вертикали элипсоидную форму.
Допускаемые выше ошибки в основном объясняются низким уровнем развития моторики рук и неумением детей осуществлять зрительный контроль за точностью движений.
Разный характер передачи форм предметов обучающимися одного и того же класса свидетельств